Дорогие друзья,
у меня важная новость - с Нового Года перестал быть директором школы N 1505. Это решение зрело давно, и еще полтора года назад честно сказал в одном интервью, что "хочу стать ненужным". Цель учителя ведь именно в этом - сделать так, чтобы он стал "не нужен" ученику, чтобы тот мог двигаться дальше самостоятельно.
Все это время увлеченно обсуждал и планировал нашу жизнь до 2030 года, но понимал, что "собранный рюкзак стоит в углу".
Сейчас считаю, что задачи, которые ставил перед собой, когда стал директором выполнены: сохранился коллектив талантливых педагогов, школа динамично развивается, опираясь на традиции, выработана стратегия развития. "Миссия выполнена":)
Конечно, по человечески, очень трудно признать, что больше не нужен - с нашей школой связана половина моей жизни. Но убежден, что всегда надо трезво оценивать реальность и делать следующий шаг: по точным словам Окуджавы "всегда мы в походе".
Больше всего примиряет с новой реальностью то, что теперь меня не отделяет от учителей "канцелярия" и "право первой подписи", что нашей дружбе больше не мешает должность. Для меня это очень важно.
Абсолютно верю в педагогов школы и совершенно не сомневаюсь в успехе всех нас. В статье рассказываю, о самом главном для меня опыте этих лет.
Спасибо за этот урок:)
Чему я научился в московской школе (статья из УГ №3 за 2019 год (ссылка на источник))
Леонид НАУМОВ, директор школы №1505 «Преображенская»
Несколько лет назад на педсовете в конце августа мы договорились, что примем участие в акции «Дети вместо цветов», а деньги перечислим в помощь ребенку, на лечение которого надо было собрать очень большую сумму (примерно месячную зарплату двадцати педагогов).
Договорились, что не будем «устраивать соревнование» и «собирать отчеты по классам», просто попросим родителей и учителей перечислить кто сколько сможет, договорились, что все будет анонимно («когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»). Мы не знали, какую сумму сможем собрать, чем больше, тем лучше. Собственно, выбрали именно этого ребенка, потому что сумма нужна была большая, чем всем другим больным, на лечение которых собирал средства благотворительный фонд. Важно было сократить срок и скорее начать лечение.
1 сентября всегда очень волнующий день: линейки, гости, поздравления, уроки, выпускники, и когда вечером после шумного и радостного дня зашел на сайт фонда, с удивлением увидел, что все средства собраны. В тот момент возникло ощущение чуда, которое незаметно совершается на твоих глазах, мы ведь действительно практически ничего не делали специально. Просто полторы сотни педагогов договорились на педсовете, а потом поговорили с родителями и детьми. И все.
Прошел год, и снова в конце августа решили действовать так же, только на этот раз собрать в два раза больше средств, чем год назад. К моему искреннему изумлению, все повторилось: к концу дня 1 сентября все средства были собраны, хотя мы снова ничего специально не делали. Говоря откровенно, в этот момент испугался. Испугался той ответственности, которая заключена в наших словах. А если бы мы не договорились? А почему же мы не начали годом раньше? А если бы нас было в 10 раз меньше, получилось бы? И, конечно, поразился тому, сколько сил скрывается в наших совместных действиях. Просто мы их мало используем. Не верим?
Все понимают, что современный образовательный комплекс в столице - это сотни педагогов, тысячи учеников, родители, бабушки и дедушки - целый мир. Этот мир собран вокруг самого важного, что есть у нас, - наших детей.
Последние годы мы стали намного лучше слышать и понимать друг друга, учимся взаимодействовать с городом, с вузами, наукой, производством. Вместе меняемся, хотя это и непросто, учимся планировать и разумно тратить большие ресурсы, которые город направил на образование. Мы учимся солидарности и ответственности, хотя и это непросто. Отдача, безусловно, видна: растут образовательные результаты, растет признание московского образования.
Но всегда важно видеть цель, понимать, ради чего все делается. Да, школа учит детей жить во взрослом мире, но нужно ведь знать еще и КАК жить, и ЗАЧЕМ жить.
Очень важно, чтобы мы (именно так - мы, педагоги, вместе с учениками и родителями) - получали опыт добрых поступков, опыт того, что мы можем все вместе творить добро. Убежден, что это взрослым нужно не меньше, чем ученикам.
Оглядываясь в прошлое и вспоминая прожитые годы, самым важным мне сейчас кажется эта спокойная и молчаливая (!) поддержка детей, родителей, педагогов в тот момент, когда мы все вместе творим добро. Понимание той невидимой и доброй силы, которая живет в наших школах. Важно не забывать это.