Наумов Леонид Анатольевич 1553

Леонид Анатольевич Наумов. Чему я научился в московской школе

Дорогие друзья,

у меня важная новость - с Нового Года перестал быть директором школы N 1505. Это решение зрело давно, и еще полтора года назад честно сказал в одном интервью, что "хочу стать ненужным". Цель учителя ведь именно в этом - сделать так, чтобы он стал "не нужен" ученику, чтобы тот мог двигаться дальше самостоятельно. 
Все это время увлеченно обсуждал и планировал нашу жизнь до 2030 года, но понимал, что "собранный рюкзак стоит в углу". 
Сейчас считаю, что задачи, которые ставил перед собой, когда стал директором выполнены: сохранился коллектив талантливых педагогов, школа динамично развивается, опираясь на традиции, выработана стратегия развития. "Миссия выполнена":)
Конечно, по человечески, очень трудно признать, что больше не нужен - с нашей школой связана половина моей жизни. Но убежден, что всегда надо трезво оценивать реальность и делать следующий шаг: по точным словам Окуджавы "всегда мы в походе". 
Больше всего примиряет с новой реальностью то, что теперь меня не отделяет от учителей "канцелярия" и "право первой подписи", что нашей дружбе больше не мешает должность. Для меня это очень важно. 
Абсолютно верю в педагогов школы и совершенно не сомневаюсь в успехе всех нас. В статье рассказываю, о самом главном для меня опыте этих лет. 
Спасибо за этот урок:)

 

Чему я научился в московской школе (статья из УГ №3 за 2019 год (ссылка на источник))

Леонид НАУМОВ, директор школы №1505 «Преображенская»

Несколько лет назад на педсовете в конце августа мы договорились, что примем участие в акции «Дети вместо цветов», а деньги перечислим в по­мощь ребенку, на лечение которого надо было собрать очень большую сумму (примерно месяч­ную зарплату двадцати педагогов).

Договорились, что не будем «устраивать соревнование» и «собирать отчеты по классам», просто попросим родителей и учителей перечислить кто сколько сможет, договорились, что все будет ано­нимно («когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»). Мы не знали, какую сумму сможем собрать, чем больше, тем луч­ше. Собственно, выбрали именно этого ребенка, по­тому что сумма нужна была большая, чем всем дру­гим больным, на лечение которых собирал средства благотворительный фонд. Важно было сократить срок и скорее начать лечение.

1 сентября всегда очень волнующий день: линей­ки, гости, поздравления, уроки, выпускники, и когда вечером после шумного и радостного дня зашел на сайт фонда, с удивлением увидел, что все средства собраны. В тот момент возникло ощущение чуда, которое незаметно совершается на твоих глазах, мы ведь действительно практически ничего не делали специально. Просто полторы сотни педагогов дого­ворились на педсовете, а потом поговорили с роди­телями и детьми. И все.

Прошел год, и снова в конце августа решили дей­ствовать так же, только на этот раз собрать в два раза больше средств, чем год назад. К моему искрен­нему изумлению, все повторилось: к концу дня 1 сентября все средства были собраны, хотя мы снова ничего специально не делали. Говоря откровенно, в этот момент испугался. Испугался той ответствен­ности, которая заключена в наших словах. А если бы мы не договорились? А почему же мы не начали годом раньше? А если бы нас было в 10 раз меньше, получилось бы? И, конечно, поразился тому, сколь­ко сил скрывается в наших совместных действиях. Просто мы их мало используем. Не верим?

Все понимают, что современный образователь­ный комплекс в столице - это сотни педагогов, ты­сячи учеников, родители, бабушки и дедушки - це­лый мир. Этот мир собран вокруг самого важного, что есть у нас, - наших детей.

Последние годы мы стали намного лучше слы­шать и понимать друг друга, учимся взаимодейство­вать с городом, с вузами, наукой, производством. Вместе меняемся, хотя это и непросто, учимся пла­нировать и разумно тратить большие ресурсы, ко­торые город направил на образование. Мы учимся солидарности и ответственности, хотя и это непро­сто. Отдача, безусловно, видна: растут образователь­ные результаты, растет признание московского об­разования.

Но всегда важно видеть цель, понимать, ради че­го все делается. Да, школа учит детей жить во взрос­лом мире, но нужно ведь знать еще и КАК жить, и ЗАЧЕМ жить.

Очень важно, чтобы мы (именно так - мы, педа­гоги, вместе с учениками и родителями) - получали опыт добрых поступков, опыт того, что мы можем все вместе творить добро. Убежден, что это взрос­лым нужно не меньше, чем ученикам.

Оглядываясь в прошлое и вспоминая прожитые го­ды, самым важным мне сейчас кажется эта спокойная и молчаливая (!) поддержка детей, родителей, педагогов в тот момент, когда мы все вместе творим добро. Пони­мание той невидимой и доброй силы, которая живет в наших школах. Важно не забывать это.

Здание: 
2-я Пугачевская, 6А (Красное здание)
2-я Пугачевская, 7 (бывшая школа 1032)
Б.Черкизовская, 26 (бывшая школа 650)
2-я Пугачевская, 10 (бывшая школа 1690)
Дошкольные (Детские сады)
2-я Пугачевская, 3 (Дошкольное)
Б.Черкизовская, 8 (Дошкольное)
2-я Пугачевская, 12 (Дошкольное)
2-я Пугачевская, 12 стр.1 (Дошкольное)
Б.Черкизовская, 24Б (Дошкольное)
Б.Черкизовская, 32 (Дошкольное)
Другое