Мазаев Петр Алексеевич 4103

Единый гуманитарный курс и образовательная концепция ОТИМК

Ольга Рогинская и Владимир Глебкин ведут семинар по Исповедям Августина, Руссо и Толстого

Единый гуманитарный курс и образовательная концепция ОТИМК

Единый гуманитарный курс является ядром модели универсального образования, разработанной для старшей школы (9-11 классы) группой педагогов во главе с В.В. Глебкиным, Л.А. Наумовым и О.О. Рогинской и лежащей в основе образовательной концепции ОТИМК.

Концепция универсального образования на ОТИМК базируется на принципах антропологического универсализма. В своей статье, посвященной модели универсального образования основатель ОТИМК В.В. Глебкин следующим образом описывает основы антропологического универсализма:

«Обращаясь непосредственно к самому человеку, и рассматривая его как целостное существо, встроенное во внешний мир и гармонично сосуществующее с ним, этот тип универсализма противоречит базовым векторам развития европейской культуры от Античности к Новому времени, характеризующимся обратным стремлением к раздвоению человека на материальную и духовную составляющие и выстраиванию системы оппозиций между человеком и внешним миром. Однако она хорошо согласуется с важными линиями развития русской культуры и некоторых восточных традиций. Также она соотносится с философскими поисками ряда значимых для западной культуры философов конца ХХ – начала XXI века (Юрген Хабермас, представители эволюционной эпистемологии (напр., Г. Фоллмер)). В ситуации отчетливо осознаваемой современной культурой опасности распада личности на совокупность слабо связанных между собой социальных ролей, потери ей экзистенциальной целостности, данный тип универсализма должен, кажется, лежать в основании первых трех, служа для них почвой и придавая им системное единство. Именно антропоцентричный универсализм является ключевым в описываемой модели.

Если переносить эту общую антропологическую установку на образование, то речь будет идти о типе выпускника, обладающего следующими базовыми характеристиками:

а) целостность мировосприятия, т.е. способность воспринимать мир не распавшимся на отдельные фрагменты, изучаемые отдельными дисциплинами, а как системное целое, отдельные элементы которого «кивают» друг на друга, согласованы друг с другом;

б) рефлексия, т.е. умение критически относиться к поступающей из внешнего мира информации, а также критически воспринимать себя, свои сильные и слабые стороны;

в) креативность, т.е. способность создавать свои творческие продукты, генерировать нестандартные идеи в нестандартных ситуациях;

г) укорененность в культуре, т.е. осознание своей вовлеченности в многовековую традицию русской культуры;

д) социальная ответственность, т.е. осознание себя частью социального целого и своей ответственности за это целое.

Технологически такой «антропологический универсализм» реализуется в виде интегративной системы, в которой можно выделить несколько уровней интеграции»:

1.1   Согласование гуманитарных дисциплин

«Интеграция осуществляется, в первую очередь, в рамках Единого гуманитарного курса (ЕГК), соответствующего программе “Мир в зеркале культуры” и включающего в себя четыре интегративных блока:"История русской культуры", "История западноевропейской культуры", "История культур древности и средневековья", “История культур Востока”. При этом, естественно, в рамках каждого курса изучаются и история, и литература, и другие дисциплины, — но уже не изолированно (XX век по истории и “Слово о полку Игореве”, как это бывает в традиционных программах), а внутри единого организма культуры. Как уже отмечалось, в указанных выше курсах занято несколько преподавателей (историк, словесник, историк искусства, историк музыки, историк науки, историк культуры), каждый из которых ведет свою тему, свой голос. Образ культуры возникает как единство этих голосов. Преподаватели каждого курса показывают, как общие для культуры установки проявляются в философских трактатах, научных трудах, романах и поэмах, религиозных представлениях. Так, например, Евклид, Платон и Софокл, несмотря на различие в профессиональной деятельности, были носителями античной культуры, и античное начало отчетливо проступает в текстах Евклида, заметно отличая его мышление от мышления нововременных «коллег по цеху», таких как Лагранж или Коши…»

1.2   Согласование гуманитарных дисциплин с предметами математического и естественнонаучного блоков

«…Как уже отмечалось, принципиальным для данной программы является чтение курсов несколькими преподавателями. Каждая из областей единого пространства культуры (литература, искусство, естественные науки) обладает, кроме всего прочего, и собственной логикой развития, своим понятийным рядом. Здесь тоже возникают своеобразные отношения родства и соседства, соотношение вертикальных и горизонтальных связей. Так математика античности и Нового времени не только выражает общекультурные установки, но является еще и математикой. Изложить античную математику, показав ее античные корни, но сохранив при этом ее математичность - задача преподавателя, рассказывающего о месте науки в культуре. Следующий важный шаг в системе интеграции – согласование гуманитарных дисциплин с предметами математического и естественнонаучного блоков. Важным основанием интеграции здесь является принцип «интерференции моделей». Суть его состоит в том, что модели, создаваемые, например, в области физики или математики, переносятся в область гуманитарных наук и оказывают значительное влияние на порождаемые этой культурой тексты и наоборот. Поэтому для полноценного восприятия материала необходима непосредственная корреляция, например, физика или математика и историка культуры. Так, понятия «абсолютного минимума» и «абсолютного максимума», введенные Николаем Кузанским, его рассуждения о бесконечном треугольнике и бесконечном шаре сложно понять без знакомства с базовыми свойствами бесконечных16 множеств и их принципиальными отличиями от множеств с конечным числом элементов. Также и для понимания механистических и геометрических метафор «Общественного договора» Руссо или понятия исторического дифференциала в «Войне и мире» Толстого историку культуры необходима помощь физика и математика. Классический пример обратного влияния культурных установок на научное творчество – введенное Ньютоном понятие абсолютного пространства. Ненужное с точки зрения внутренней логики самой теории и даже внутренне противоречивое, оно, если доверять реконструкциям историков науки, выражало идею присутствия Бога в мире, будучи «чувствилищем Бога». Здесь для понимания логики Ньютона физику сложно обойтись без помощи историка культуры».

2.       Комплексный подход к изучению текста

«…Интеграция методов деятельности имеет в своей основе комплексный подход к изучению текста (в широком смысле слова, как системы знаков). На каждом из предметов, входящих в ЕГК, учащиеся работают с текстами. Это относится не только к литературе, где такая установка вполне естественна, но и к истории, культурологии, истории науки, истории изобразительного искусства и архитектуры. Разумеется, наборы текстов для каждого предмета существенно различаются, однако на специальных семинарах, проводимых совместно с учащимися всеми преподавателями гуманитарного курса, происходит объединение усилий вокруг общих текстов, которые являются базовыми для изучаемой культуры. Такие тексты в процессе работы с ними выступают то как исторические источники, то как источники по истории культуры, то как литературные произведения, то как материалы по истории изобразительного искусства и архитектуры, или даже как трактаты по точным и естественным наукам. Примеры таких текстов: речь Перикла в память о погибших в первый год Пелопонесской войны в «Истории» Фукидида, «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда, «Задонщина», «Пушкинская речь» Достоевского, «Скифы» Блока, «Неевклидовы геометрические системы» А. Пуанкаре, «Слово о пользе химии» М.В. Ломоносова, фрагмент трактата Аристотеля «О душе» и пр.» В рамках данных семинарах происходят также и совместные занятия преподавателей различных дисциплин по чтению текстов на иностранных языках.

3.1   Исследовательская деятельность

«Следующий уровень интеграции, надстраивающийся над первыми двумя – построение согласованной системы предметной и метапредметной деятельности, направленной на формирование выпускника с отмеченными выше установками (целостность мировосприятия, рефлексия, креативность, самоидентификация в культуре, социальная ответственность). Основным средством формирования рефлексирующей позиции является исследовательская деятельность учащихся. Навыки исследовательской деятельности формируют на своих уроках как преподаватели гуманитарных, так и естественнонаучных и математических дисциплин, создавая на своих уроках проблемные ситуации, не имеющие однозначного решения и предполагающие проведение микроисследования, и преподаватели спецкурсов, обращающие учеников к активно обсуждаемым в современной науке сюжетам, проблематизирующие эти сюжеты для них. Следующим уровнем организации исследовательской деятельности становятся проектные и исследовательские работы. За время обучения с 9 по 11 класс «отимковцы» пишут четыре работы: проектную работу с элементами исследования в первом полугодии 9 кл., исследовательскую работу, опирающуюся на конкретный анализ одного-двух текстов (рекомендуемой формой является комментированный перевод с латыни) во втором полугодии 9 кл., полноценную по объему работу, выполняемую в течение 10 класса, и итоговую работу 11 кл., которая может развивать работу прошлого года, но может быть и самостоятельным исследованием. Важная черта многих работ – их междисциплинарность, дающая возможность перейти от «обучающей интеграции» на уроках к «творческой интеграции» в процессе выполнения собственных исследований. Эту междисциплинарность наглядно выражают темы исследовательских работ, выполненных учащимися: «Проблема «культурного перевода»: экспериментальный перевод «Обвинительной речи Цицерона против Верреса»; «Представление о жадности в эпоху Возрождения: avaritia и cupiditas у Поджо Браччолини»; «Части человеческого тела и их символика в различных языках и культурах»; «Особенности миссии иезуитов в Японии по письму Органтино Бриксиа к Клавдию Аквавиво»; «Модели бесконечности в средневековой западной философии» и др.»

3.2   Формирование социальной позиции в поездках и практиках ОТИМК

Одной из отличительных черт ОТИМК является подробно разработанная и сопряженная с образовательной концепцией система практик, поездок и выездов, в ходе которые не только помогает отимковцам отработать полученные в рамках школьной жизни навыки и знания, но и занимают особое место в формировании их социальной позиции.

 

Подробнее о концепции ОТИМК вы можете узнать из прикрепленных к странице текстов.