Меньшинина Елена Сергеевна 1971

5 класс В. Про летучки

В: у моего ребенка за летучки сплошные "2". Что это значит?

О: если низкие отметки случаются регулярно, возможны три причины.

Первая - психологическая. Сама работа пишется за короткое время, это ощутимый стресс. Исправить это можно при помощи поддержки, одобрения. Помогите ребенку почувствовать, что Вы верите в него, что у него обязательно получится работу написать. С одной стороны эта причина кажется простой, но ее преодоление требует сил и участия. Показатель исправления: на вопрос "ты готов к летучке по истории" ученик отвечает "да".
 
Вторая: ошибка коммуникации. Другими словами, ребенок не понимает, чего от него хотят. Он готов, но результат плачевный. Исправить это можно обращая внимание ребенка на ключевые слова, особенно - местоимения. Поправляйте детей, когда они отвечают не на тот вопрос. Это можно отработать на бытовых ситуациях. "Куда ты убрал проездной?" - "Я доставал его из кармана". Обычно мы ловим общий смысл и понимаем, о чем речь. Но с новым предметом возможны проблемы. Лучше получить ответ "Я не помню, куда убрал, но помню, что доставал из кармана". Когда я даю задание, всегда голосом акцентирую именно ключевые слова. Показатель исправления: ребенок не жалуется в стиле "я все приготовил, все ответил, а мне 2 поставили".
 
Третья причина: темп занятий слишком высок для ребенка. Что-то не успел записать, что-то записал, но не понял, что именно записал. Не увидел, не услышал. Спросить учителя страшно (да и учитель на 4-5 переспрашивании перестает быть дружелюбным), у соседа списать не всегда можно. Итог: не готов и 2 за летучку. Исправить только силами родителей это невозможно. Но дома надо задавать 2 вопроса и обязательно разводить их. Это "что ты узнал?" и "что ты учился делать?". Ответ на первый вопрос должен содержать преимущественно существительные, а на второй - глаголы. "Я узнала про фараонов и что была пирамида из разных профессий. Я училась искать в учебнике нужные сведения". Это идеал, конечно. Если летучки ребенок пишет плохо, скорее всего вы не получите ответа вообще. Можно смоделировать ситуацию: "как ты думаешь, что из урока может оказаться в летучке?". Предположения ребенка тоже будут формой рефлексии. А именно это нам и надо. Главное: летучки - показатель учебного тонуса. И наша с вами задача этот показатель использовать для своевременной диагностики.
 
В: У моего ребенка за летучки все время "5". Все хорошо?
О: хорошо, но есть зона риска. Одна из целей летучек - приучить ребят самостоятельно следить за отметками. Сам ученик или ученица-то знает, что у него или нее 5? Не упускайте этот момент.