Меньшинина Елена Сергеевна 1381

Текст из Темы 5 для 5 класса В

Человеческое общество усложнялось. На смену присваивающему хозяйству пришло производящее. Еды стало хватать на всех, даже появился излишек. Это означало, что теперь нет необходимости всем членам общины заботиться о пропитании. Свободные люди стали заниматься ремеслом, изобретать новые орудия труда, что еще больше увеличивало излишки. Теперь люди отличались друг от друга не только родом занятий, но и богатством - количеством накоплений еды, инструментов, одежды, украшений. Так возникло неравенство.

 

Во главе каждого рода стоял старейшина - самый опытный член общины. Несколько родов могли объединиться в племя, которое возглавлял уже вождь - военный лидер. Старейшина разрешал споры внутри рода или племени, вождь собирал и вел людей на охоту, защиту своей территории или нападение на чужую. Со временем эти две роли соединились в одного правителя.

 

Для того, чтобы защищаться от врагов и охранять свои излишки, были нужны сильные мужчины. Но если мужчина пойдет воевать, как он прокормит свою семью? Чтобы быть в безопасности люди решили отдавать часть своего урожая тем, кто их защищает. Так возникли налоги.

 

Налоги - дело полезное. Но поровну ли их должны платить люди? Как понять, кто заплатил, а кто нет? Подсчет налогов, их упорядочивание требует выделения особых людей - чиновников. Чиновник собирает принесенное  и определяет не заплативших. Со временем их задачи расширяются, чиновники помогают организовать взаимодействие разных людей. Кстати, сами они не выращивают еду, а живут за счет налогов.

 

Между людьми случаются конфликты. Например, украл сосед у соседа курицу. У преступления были свидетели, и вина очевидна. Как наказать вора? В племя входит несколько родов, и традиции могут быть различными. У одних принято за украденную курицу возвращать двух, а у других пострадавший может взять любую понравившуюся вещь из дома вора. Как же быть? Нужны общие правила. Причем они должны быть записаны, чтобы можно было на них ссылаться. Записанный обычай стал первым законом.

 

Таким образом общество усложняется. Теперь уже важно, где живут свои, подчиняющиеся этим новым правилам, а где чужие. Люди определяют границы своей земли. Человеческая общность, имеющая границы проживания, систему власти, законы, налоги, армию и чиновников, называют государством. Это новая стадия отношений между людьми.

 

Одновременно с государством стали появляться города. В городах занимались в основном ремеслом и торговлей. Это невозможно при родовом строе. Еще одно важное изменение в жизни людей - появление письменности. Она стала необходима при подсчете урожая, налогов, а после фиксировала законы. Государство, города и письменность тесно связаны друг с другом они свидетельствуют о том, что люди поднялись на ступень цивилизации.

 

Слово цивилизация имеет два основных значения. Во-первых это стадия развития какого-либо народа. Народы, которые ее не достигли, мы называем первобытными. Кстати, первобытные народы существуют до сих пор. Напомню, что цивилизованное общество отличается наличием городов письменности и государства.

 

Второе значение слова цивилизация - общность нескольких народов а иногда и государств с общими культурными и религиозными традициями, объединенных особенностями ведения хозяйства, правилами отношения между людьми и управлением государством. Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупных рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Инда, Евфрата и Хуанхэ устремились массы людей. Они создавали на берегах свои поселения, которые позже объединялись в государства.

 

В курсе истории Древнего мира изучаются древнеегипетская цивилизация, цивилизации Двуречья, дальневосточные цивилизации, античная цивилизация. Внутри этих цивилизаций речь пойдет об отдельных государствах: Египте, Риме, Ассирии, Индии, Хеттском царстве и так далее.