Предлагаемы курс рассчитан на 14 часов. Одно двух часовое занятие в неделю в течение одной четверти.
В системе преподавания естественно-научных дисциплин астрономические знания преподаются обрывочно, они включены в курсы естествознания и физики, единый курс практически не преподается. А в условиях дефицита учебного времени этим материалом и вовсе пренебрегают.
Поэтому цель данного курса - восполнить недостаток астрономических знаний у учащихся, дополнить сведения получаемые учащимися в курсе естествознания, ответить на вопросы, связанные с наблюдениями учащихся, закрепить интерес к астрономии, который появляется у учащихся в раннем подростковом возрасте. Познакомить их с некоторыми объектами звездного неба доступными для повседневного наблюдения.
На занятиях ребята приобретают навыки работы с подвижной картой звездного неба, справочниками научно-популярной и учебной литературой по астрономии, отбирать иллюстративный материал для своих выступлений.
Курс включает в себя элементы проектной деятельности,
Данная программа является преемником одноименного элективного курса этого же автора для учащихся 5-6 класса, рассчитанного на 32 часа, опубликованная в сборнике «Современная гимназия – через универсальность к многообразию», М: ТОО «Чарли», 1996 г.
Материал элективного курса «Звездная азбука» для 5 класса разработан для овладения учащимися навыками проектной деятельности, с которой ребята столкнуться, став шестиклассниками. Школьники учатся планировать свою деятельность, ставить и решать задачи, взаимодействовать друг с другом, представлять информацию, отстаивать свою точку зрения, оценивать свою деятельность. В каждом семестре ученикам предстоит выполнить 2 проекта: первый - модельный, в котором ведущая роль отводится учителю, второй – самостоятельный, в котором учитель выступает в роли консультанта. Затем учащиеся представляют свои проекты друг другу, ребятам, занимающимся на других элективных курсах или экзаменационной комиссии. По итогам выступления проводится анализ и самоанализ проделанной работы.
Планирование по семестрам:
I. Семестр. На первом этапе предлагается освоить один из наиболее распространенных типов проектной деятельности – продукто-ориентированный. Модельный проект – разработка модели конфигурации созвездия, самостоятельный – сказка о созвездии. На материале проектов первого семестра, ученики учатся формулировать проблемы проекта.
II. Семестр. Во втором семестре предлагается освоить информационно-поисковый проект. Модельным проектом будет служить исследование связи между временем года и видом звездного неба. Самостоятельный проект –экскурсионный объект одно из созвездий зимнего неба. Материал служит источником для обучения целепологанию и умению постановки задач.
III. Семестр. Социальные проекты – это один из наиболее востребованных типов проектов. Модельным проектом будет являться анализ правдоподобности фрагментов различных научно-фантастических и литературных произведений. Самостоятельный проект –подготовка материалов для спецкурса и переработка текстов таким образом, чтобы в них появились фактические или астрономические ошибки. Данные проекты служат основой для овладения способностью планирования деятельности.
IV. Семестр. Весенний семестр наиболее подходит для игровой и творческой деятельности. Модельный проект – разработка своих правил игры ля существующих настольных игр по астрономии. Самостоятельный – создание своего варианта настольной игры «Сокровища звездного неба». Основное внимание уделяется умению преподносить полученные результаты – презентации и защите проекта.