История ОТИМК начинается в 1993 г., когда группа преподавателей Московского химического лицея (Н.И. Буданова, В.В. Глебкин, А.Н. Запевалов, О.С. Клименко, А.Д. Нестеров) при поддержке директора лицея С.Е. Семенова отказалась от раздельного преподавания истории, литературы, обществознания и МХК и объединила данные предметы в рамках Единого гуманитарного курса (ЕГК). Ставшая основой для этого курса программа «Мир в зеркале культуры» предполагала последовательное изучение с 9 по 11 класс всех базовых культурных традиций. Она начиналась с тем «Первобытная и традициональная культура», «Культура Древнего Египта», «Культура Древней Месопотамии» и заканчивалась блоками «Русская культура XX века», «Западная культура XX века», «Трансформация традиционных культур Востока в современную эпоху». В рамках каждого блока и каждой темы совместно, как единая команда, работали четыре преподавателя: историк, культуролог, филолог, историк искусства.
В 1997 г. в московской гимназии № 1514 (в прошлом, 52-я математическая школа) ее директором Л.М. Плаховой при поддержке А.Г. Асмолова было открыто Отделение теории и истории мировой культуры (ОТИМК), руководителем которого стал В.В. Глебкин. Дальнейшее теоретическое развитие и практическая апробация модели связаны с деятельностью ОТИМК. Это развитие происходило в нескольких направлениях: содержательное расширение и методическое совершенствование Единого гуманитарного курса; включение в интегративное поле языкового блока, естественнонаучных предметов и математики; разработка системы учебно-исследовательской деятельности учащихся; введение в систему различных социальных практик. Естественной реакцией на эти процессы стало уточнение и новое осмысление теоретических и методологических оснований модели. Ядро новой команды составили преподаватели гуманитарных предметов гимназии №1514, которые в разные годы работали или продолжают работать на ОТИМК: А.А. Антошкина, В.В. Беляева, Н.В. Глебкина, И.Ф. Девятова, О.Н. Дзвонковская, Е.А. Косило, М.В. Левит, П.А. Мазаев, Л.А. Наумов (подробнее об участии Л.А. Наумова читайте в интервью), Е.И. Нешатаева, И.В. Пономарев, О.О. Рогинская, Н.И. Храмцова и др. Важная роль в научном сопровождении модели и организации блока исследовательской деятельности принадлежит сотрудникам московских вузов и академических институтов: Г.С. Баранковой, Е.В. Беляковой, Т.А. Вархотову, Н.В. Власовой, В.В. Зверевой, А.В. Каравашкину, Г.Е. Крейдлину, А.И. Любжину, А.Н. Мещерякову, М.Ю. Парамоновой, Е.Б. Сахаровой, А.В. Тарасовой, Г.А. Ткаченко, М.Л. Хорькову, О.Б. Христофоровой.
В 2015 году гимназия №1505 объявила об открытии на ее базе культурологического профиля по модели ОТИМК. Преподавателями в рамках нового проекта стали выпускники и преподаватели ОТИМК гимназии №1514 П.А. Мазаев (социальная и политическая история), Н.И. Храмцова (история литературы), М.В. Бабкова (история культуры) и И.М. Волков (история искусства).