Общественный портал Школы №1505 "Преображенская"Археологический музей


Малиновская Мария Владимировна 1167

Экскурсии

Музей "Археологические памятники Евразии" проводит различные экскурсии, соответствующие профилю. На этой странице вы можете познакомиться с текстами основных обзорных экскурсий, а также посмотреть дополнительные учебные материалы.

 

Каменный век

    Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества. Этим термином обозначают период, который начался 2, 5 млн. лет назад и закончился за 3 тыс.лет до н.э. Этот период называется именно каменным веком, так как  основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня.

    На первой полке вы можете видеть схему эволюции человека и бюсты наших предков. В частности, здесь представлены бюсты кроманьонца, австралопитека и питекантропа. Основные этапы эволюции человека - Australopithecus (австралопитек), Homo habilis (человек умелый), Homo erectus (человек прямоходящий), Homo sapiens (человек разумный). Австралопитек – двуногоходящие приматы, питекантроп – «обезьяночеловек», и - кроманьонец – homo sapiens, названный так по ущелью Кроманьон, где он был обнаружен. Кроме бюстов, на этой полке представлен также череп человека разумного, найденный на Южном Урале.

    Самые первые, примитивные орудия – это рубило и чоппер. С помощью этих орудий можно было  рубить дерево, разбивать орехи, выкапывать коренья, etc. Постепенно орудия труда совершенствовались.  Это связано с эволюцией самого человека, с изменением формы его руки.

   Итак, человек эволюционировал и смог изготовлять более тонкие орудия труда. Изготавливал он их, как и раньше, путем скалывания отщепов с нуклеуса, но сейчас эти сколы получались меньше и функциональнее. За это они и получили свое название – ножевидные пластины. Эти орудия так называются,  потому что они похожи на лезвие ножа и несут те же функции.

   Для изготовления орудий человек использовал не первый попавшийся булыжник, а вполне определенные сорта камня, отличавшиеся особой прочностью, а также дававшие наиболее острый край при скалывании. В основном это были кремень и яшма.
Такие же орудия вы можете видеть вот здесь на витрине.
Рядом с ними лежит современный металлический резец, для того,  чтобы сравнить остроту каменных орудий возрастом около 35 тысяч лет и современного стального резца. Яшмовые резцы до сих пор острые. Более того, в Америке хирурги до сих пор применяют скальпели из яшмы.
Кроме камня, употреблялось также дерево и кость. Вот здесь вы видите орудия из кости – костяную ложку и костяные рукоятки ножей. Они, в частности, свидетельствуют о том, что человек научился изготавливать составные орудия.
В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды. На верхней полке этой витрины вы видите яйцевидный сосуд – один из самых древних керамических сосудов. Он покрыт примитивным орнаментом, наносившимся в ритуальных целях – для защиты содержимого сосуда от злых духов.
    Почему у этого сосуда конусообразное дно? В те времена у человека еще не было стола, и сосуды ставили на землю. Сосуд с конусообразным дном можно было вкопать в землю, что придавало ему устойчивости.
    Жилища человека первобытности были различными – в зависимости от природных и погодных условий, в которых он жил. Самая простая конструкция состояла из веток деревьев и шкур животных. Вопреки распространенной точке зрения, в пещерах человек не жил – это были места для различных ритуальных действий. На витрине представлена реконструкция свайного жилища эпохи неолита – такие жилища строились на озерах племенами, основным занятием которых было рыболовство.
    В эпоху позднего палеолита, т.е. в последний период этой эпохи, появляется искусство. Оно было еще очень примитивным, несложным и отражало в первую очередь существовавшие в то время религиозные представления. В первую очередь это поклонение культу Богини-матери. Женщин изображали своеобразно – с широкими бедрами и грудью и зачастую совсем без головы.
Это связано с тем, что  главная функция женщины – рожать здоровое потомство, для чего нужны широкие бедра и большая грудь, а голова и внешняя красота не важны.

    Очень важными древний человек считал ритуалы, связанные с культом охоты. Считалось, что если изобразить ритуальную сцену охоты и поразить копьем нарисованного зверя под сопровождение специальных заклинаний – удача случится и в охоте настоящей. Отсюда и появились многочисленные рисунки быков, бизонов и других зверей на стенах пещер – Альтамира в Испании, Каповой в России и многих других. На витрине вы можете видеть копии этих рисунков.
     Кроме всего прочего, в эту эпоху человек начинает украшать себя. Сначала он делает это для защиты от злых духов, затем для достижения внешней привлекательности. Вот здесь вы можете видеть стилизованные фигурки сов из раковин, которые, очевидно, служили оберегами. А вот это – первые украшения, бусины из камня и кости.

    Эпоха неолита ознаменовалась очень важным в истории человечества событием – неолитической революцией, или, другими словами, переходом от присваивающего труда к производящему. Это означало, что человек переставал жить только за счет охоты и собирательства, а начал заниматься земледелием, то есть выращивал нужные ему растения самостоятельно, и скотоводством, то есть начал приручать и одомашнивать различных животных, которые давали ему мясо, молоко и шерсть.
    Кстати, самыми первыми были одомашнены собака и кошка. Собака несла охранные функции. А  кошка охраняла запасы зерна от грызунов.

    В связи с развитием земледелия человек начал изготавливать более сложные орудия труда. Вот здесь вы видите реконструкции мотыги (орудие для вспахивания земли) и топора.
   Кроме того, в этот период усложняются и совершенствуются уже привычные орудия труда. Вместо ножевидных пластин человек использует микролиты – маленькие сколы камня, из которых он делает составные орудия, как, например, вот это. Появляются более совершенные костяные орудия – например, гарпуны или рыболовный крючок.
    Совершенствуются орудия охоты, которая продолжает  оставаться одним из источников пропитания. Вот это оружие называется бола. Принцип действия - веревка раскручивалась и бросалась в ноги зверю, опутывая его конечности и не давая ему убежать. В отдельных случаях камни могли оглушить животное.

    Здесь вы можете видеть так называемые пряслица – круглые изделия из глины с отверстием посередине. Также их иногда делали из камня. Ученые до сих пор расходятся во мнениях относительно применения этих предметов. Одни считают, что пряслица использовались как грузила на вертикальном ткацком станке, помогая женщине ткать – отсюда название. Другие ученые полагают, что основное назначение пряслиц – служить деньгами, т.е. их использовали в качестве оплаты за те или иные товары в те времена, когда привычных нам денег еще не существовало. 
    Каменный век – самый длительный период в истории человечества. Этот период ознаменовался окончательным формированием современного homo sapiens – человека разумного, а также появлением у него навыков, необходимых для дальнейшего развития.
 

Золотая Орда

 

Экскурсия по витринам 10-12. «Золотая Орда»

Экспонаты витрины № 11 найдены в с. Селитренное, где в период с 1254 по 1283 гг. находилась столица Золотой Орды (В ордынских и восточных источниках государство Джучидов обычно обозначалось термином Улус с добавлением имени правителя, в данном случае Улус Джучи. Термин «Золотая Орда» появился на Руси в 1565 г. в историческом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало.), Сарай-Бату, и рассказывают о быте монголо-татар и развитии ремесла в золотоордынский период. 

Городище у с.Селитренного тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город вырос очень быстро. В  XIV веке это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичными узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенде, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские. 

Монголы, как кочевой народ, жили вне городов в легкоперевозимых юртах, состоявших из длинных брусьев, которые переплетали между собой веревками и потом обкладывали всю конструкцию войлоком, шкурами и ткаными коврами, посмотрите на схему изготовления юрты на нижней полке витрины. По тем же принципам были устроены и дома в городах, некоторые из них напоминали юрту, которую вместо войлока покрыли специальным керамическим составом. Основным ремеслом было кузнечное дело. Металлургическое производство Золотой Орды представлено фрагментами бронзовых зеркал и других бронзовых сосудов, бубенчиками, подвесками, застежками. Особый интерес представляют медные монеты из Сарай-Бату, так как они свидетельствуют о развитии внутренней торговли в данном регионе. Любопытно отметить, что до прихода монгол в Поволжье, например, не было своих денег.

Изделия из металла кроме украшений носили практический характер, монголы производили все необходимые элементы сбруи лошади, как они выглядели на лошади, вы можете увидеть на макете. При чем многие из этих элементов были богато орнаментированы. 

Обратите внимание на эту гирю, на которую нанесен мастером тончайший узор. О высоком развитии металлургии также свидетельствует и штампованная керамика. Сложнейшие ее узоры отпечатывались на глине с металлических заготовок или накатывались валиками. Отчасти технику объемных узоров из керамического производства заимствовали согнанные в столицу со всех концов империи и завоеванных территорий, в том числе и в основном Хорезма, мастера стекольного дела. Посмотрите на фрагмент зеленного сосуда с выпуклым узором. В витрине можно увидеть разные стадии производства стекла от стекольной шихты (представляющей собой однородную смесь подготовленных сырьевых сыпучих материалов, отдозированных по заданному составу и тщательно перемешанных) до фрагментов прозрачных сосудов. Есть и украшения: небольшие бусинки, бусы из цветного непрозрачного стекла, кольца. 

Перейдем к следующей витрине. Как известно, монголы захватили Хорезм в 1221 году и назвали его территории улусом Хорезм, который позже вошел в состав Синей Орды. Таким образом, в  нашем музее Синяя Орда представлена раскопками улицы с караван-сараем в столице улуса Хорезма, в Куня-Ургенче. На верхней полке вы видите фрагменты изразцов, которыми по среднеазиатской технике строительства покрывали здания. Эти изразцы по изготовлению делились на несколько типов по материалу и по наличию или отсутствию поливы: у одних в основе использовался камень, а сверху специальный глиняный состав, часто пахса (утрамбованная или битая глина, которую в том числе использовали для глинобитных построек в Средней Азии), другие были целиком из пахсы. Обратите внимание на этот цветной изразец тонкой работы, где каждый элемент резного орнамента покрыт поливой другого цвета.

На средней полке этой витрины вы видите предметы, свидетельствующие о высокой степени развития различных ремесел: глиняную печать для украшения хлеба, литейную форму, костяной предмет, масляную лампу, гвозди и всевозможные украшения. В этом городе было развито в том числе ювелирное производство, так как помимо различной степени готовности изделий были найдены кусочки бирюзы, привезенные из Джингельды, где ее добывали.

Особое место в этой витрине занимают деревянные балясины XIII-XIV веков, найденные на территории Поволжья, которые показывают уровень деревянного зодчества того времени. И свидетельствуют об использовании в строительстве не только глины и камня, но и дерева.

Наша экскурсия подходит к концу, обратите внимание на материал, представленный на данной полке, на джучидские монеты, найденные на территории Хорезма. Поскольку вы знакомы с арабским алфавитом и сами когда-то пробовали расшифровывать эти монеты, предлагаю, выложенные Юлией Худяковой материалы из ее диплома оставить вам на самостоятельное изучение.