Бронзовый век
Бронзовый век - историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие Неолита или совершался переход к освоению металла. Приблизительные хронологические рамки Б. в.: конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э. Бронза, сплав меди с др. металлами (свинец, олово, мышьяк и др.), отличается от меди легкоплавкостью (700—900°С), более высокими литейными качествами и значительно большей прочностью, что и обусловило её распространение. Б. в. предшествовал медный век, иначе халколит, или Энеолит, — переходный период от камня (см. Каменный век) к металлу (найдены металлические предметы, датируемые 7-м тысячелетием до н. э.). Древнейшие бронзовые орудия найдены в Южном Иране, Турции и Месопотамии и относятся к 4-му тысячелетию до н. э. Позднее они распространяются в Египте (с конца 4-го тысячелетия до н. э.), Индии (конец 3-го тысячелетия. до н. э.), Китае (с середина 2-го тысячелетия до н. э.) и в Европе (со 2-го тысячелетия до н. э.).
Срубная культура
Срубная культура (протоскифская или киммерийская) - археологическая культура бронзового века (17-12 вв. до н. э.), распространённая в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии, от Румынии до Туркмении и Прибалхашья. Впервые была раскопана в начале XX века на Северском Донце. Как самостоятельная культура выделена В. А. Городцовым в 1905 году. На сегодняшний день известно около 500 археологических памятников срубной культуры. Название культуры связано с тем, что большинство впервые исследованных могил имело срубы из деревянных колод. Однако в других местах распространения племен этой культуры срубов в захоронениях почти не выявлено: покойников, как правило, хоронили в простых грунтовых ямах или в каменных ящиках.
Выделяют 3 хронологических периода срубной культуры:
1)Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.). Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Хозяйство с признаками патриархально-скотоводческого производства (разведение крупного и мелкого рогатого скота). Носители культуры занимались обработкой металла. Инвентарь захоронений состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.
2) Во второй период (15-14 в. до н. э.) срубная культура достигает наивысшего расцвета. Преобладающим типом зданий остаются наземные жилища. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. На всей территории срубного культурно-исторического сообщества посуда принимает стандартный вид, характерный для этого периода.
3)Последний этап срубной культуры, представленный на Южном Урале (14-12 в. до н. э.), характеризуется значительными изменениями в материальной и духовной культуре. Наблюдается резкое сокращение числа памятников.
Важное место в исследовании памятников срубной культуры занимают поселения Правобережной Украины, где существовали сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто выделяют как отдельные культуры. Типичная срубная культура относится к 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Важная черта сабатиновской и белоезерской культур - значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов с бронзовыми изделиями. Клады, которых только в Северном Причерноморье обнаружено более 20, включают в себя изделия из бронзы (например, топоры-кельты и серпы) и слитки металла. В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке существовал бронзолитейний центр. В селе Малые Копани найдено 19 половинок литейных форм, предназначенных для отливания коротких мечей, кинжалов, кельтов, наконечников копий и дротиков, долот, ножев, бляшок, подвесок и других изделий. Самым распространенным типом керамики срубной культуры был горшок банкоподобной формы. Орнамент, покрывавший верхнюю часть посуды, имел оттиск шнура или вид перекрещенных линий. Интересно то, что в составе фриза такого «узора» часто встречаются разнообразные знаки, крестики, прямоугольники, схематические изображения животных и др., часто определяемые как примитивное пиктографическое письмо, до сих пор не поддающееся расшифровке.
Орудия труда срубной культуры в основном изготовлены из бронзы: топоры-кельты, долота, шила, иголки, ножи с характерным только для данной культуры перехватом,. Имеются костяные и каменные изделия: псалии, лощила, зубчатые штампы - из кости; матрицы, молоты, зернотерки — из камня. В процессе развития культуры появляется металлическая посуда, представленная клепаными из листов меди казанками. Из бронзы изготовляли также украшения - браслеты, проволочные или литые, шпильки, бляшки, обычные и крестоподобные антропоморфные подвески, особенно характерные для сабатиновской культуры.
Бронзовый век Хорезма. Тазабагъябская культура.
Во время проводившихся Толстовым С.П. совместно с А. И. Тереножкиным в 1938 г. разведок в песках между Беркут-кала и Наринджаном ими была обнаружена керамика, отличающаяся от керамики всех остальных памятников Хорезма. Эта керамика, слабо обожженная и сделанная без гончарного круга, имела поверхность, покрытую орнаментом из характерных треугольников и углов, чрезвычайно близко напоминая керамику бронзового века Поволжья, Казахстана и Минусинского края, относящуюся к так наз. срубной (Поволжье) и андроновской (Сибирь и Казахстан) культурам. Она представляла, таким образом, своеобразный вариант бронзового века степной полосы юго-восточной Европы и смежных областей Азии, обладая ярко выраженными признаками, позволяющими датировать ее эпохой бронзового века и, вероятнее всего, серединой второго тысячелетия до нашей эры.
В 1940 г. к северо-востоку от Ангка-калы С.П. Толстовым была открыта развеянная стоянка той же эпохи, давшая прекрасные образцы богато орнаментированной плоскодонной керамики. Благодаря этой находке удалось установить преемственность кельтеминарской культуры, культуры бронзового века Хорезма, названной исследователями тазабагъябской, и амирабадской культуры ранне-железного века. Керамика второй из них, сохраняя многие особенности кельтеминарской орнаментики (наряду с господствующими новыми элементами, сближающими ее со срубной и андроновской культурами), по характерной форме днища, выступающего в стороны по сравнению с нижней частью стенок, связывается с амирабадской культурой, также обладающей этой особенностью.
Вместе с тем можно установить и специфические особенности керамики тазабагъябской культуры. Орнамент, расположенный полосой вокруг перегиба от корпуса к шейке сосуда, образован, как правило, двумя рядами обращенных основанием друг к другу треугольников, разделенных двойной опоясывающей сосуд линией. Специфичен рисунок треугольников: они образованы веером расходящихся из левого угла треугольника оттисков длинного зубчатого штампа. Контур треугольника остается, таким образом, справа незамкнутым. Таким образом, как и хорезмийский неолит, бронзовый век Хорезма примыкает не к бронзовому веку южной полосы Средней Азии (Анау и сходные с анаусской культуры), а к бронзовому веку степной зоны Восточной Европы, Казахстана и Сибири. Ближе всего тазабагъябская культура может быть сопоставлена с исследованным О. А. Граковой западным вариантом андроновской культуры, хотя, несомненно, представляет своеобразный вариант степной бронзы.
Близость керамики хорезмийского бронзового века к андроновской и срубной позволяет предположить, что хозяйственная база и социально-экономический строй Хорезма этой эпохи не отличались существенно от того, который встает перед нами на основании изучения богатых андроновских памятников Сибири и Казахстана и памятников срубной культуры Поволжья. Хотя охота и рыболовство и сохраняются, господствующее место занимают скотоводство (овца, бык, лошадь) и мотыжное земледелие (пшеница и другие злаки). Зернотерки, костяные мотыги, бронзовые серпы свидетельствуют, наряду с костями животных и остатками зерен, о происшедшей перемене. Меняется и тип жилища. Стоянки и срубной и андроновской культур дают нам прямоугольные жилища с крышей на столбах, по-видимому, двускатной. Размеры жилища близки к кельтеминарским. Так, жилище срубного времени у с. Костенок близ Воронежа дает размеры 20x9 м, жилища близ хутора Ляничева на Дону—20x9 м и 20x8 м. Однако, как и кельтеминарские дома, эти постройки, по-видимому, имели еще общий центральный очаг, свидетельствующий о прочности связей обитающей в доме общины.
Следующий этап истории первобытного Хорезма позволяет предполагать появление нового типа жилищ, так наз. «длинного дома», в котором на первый план выступают уже многочисленные устойчивые очаги отдельных парных семей. Датировка памятников тазабагъябской культуры может быть определена временем около середины II тысячелетия до н. э. Если правильно наше заключение о земледельческом характере тазабагъябской культуры, то эта дата удивительным образом совпадает с древнейшей хорезмийской эрой, по ал-Бируни начинающейся с 980 г. до Александра Македонского и связываемой с первоначальной земледельческой колонизацией Хорезма. Это предание, опирающееся, по-видимому, на какие-то генеалогические или астрономические расчеты, содержит, таким образом, зерно истины и связано с каким-то существенным сдвигом в социально-экономической и этнической истории древнехорезмийских племен. По-видимому, одна из сторон этого сдвига заключается в уже отмеченном выше переходе к земледелию. В этой связи большой интерес представляет вторая хорезмийская эра, приводимая ал-Бируни и отделенная от первой 90 годами. Бируни связывает эту эру с приходом в Хорезм легендарного героя Сиявуша, родоначальника династии хорезмийских царей.Эра Сиявуша в концепции Бируни является эрой начала хорезмийской государственности.
сть все основания предполагать, что переход к земледелию и бронзе и новые этнические перегруппировки в низовьях Аму-Дарьи были связаны с началом перехода хорезмийских племен на стадию военной демократии, сопровождаемую образованием широких военных конфедераций племен, вожди-жрецы которых персонифицировались в легенде в образе божественного героя Сиявуша. Эра колонизации и эра Сиявуша — это, безусловно, варианты одной и той же эры, начинающейся с XIII в. до и. э. и дошедшей до ал-Бируни в двух незначительно различающихся между собой версиях. Середина II тысячелетия является временем появления первых памятников протоиндоевропейской речи в Передней Азии. В этой связи небезынтересно отметить появление в Анау III значительного, количества фрагментов близкой к кельтеминарской и тазабагъябской керамики, — явно свидетельствующая о скрещении обеих культур первобытной Средней Азии — анаусской культуры древних земледельцев и андроноидной культуры потомков кельтеминарских рыболовов. Хорезмийская легенда приводит, в свою очередь, Сиявуша с юга. Богатая ресурсами котловина Приаралья, заселенная потомками кельтеминарских рыболовов, переходящими под влиянием южных примитивных земледельцев, носителей «каспийской» цивилизации Герцфельда, к скотоводству и земледелию, видимо, играет в этом процессе выдающуюся роль и, вероятно, вполне заслуженно отождествляется Марквартом с Айрья-нем-Вэдко, родиной ариев авестийских легенд.
Стоунхендж
Одно из самых известных сооружений бронзового века - Стоунхендж.
Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам.
Современная датировка элементов Стоунхенджа, основана на радиоуглеродном методе.
В настоящее время выделяют следующие фазы:
- Фаза 1 — строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э. При этом имеются отклоненные образцы.
- Фаза 2 — вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.
- Фаза 3 — похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440—2100 до н. э.[3] Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина.
В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы. Еще авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями.
Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Поддержки в современном научном сообществе эта гипотеза практически не имеет. Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого взрослого мужчины, датированный радиоуглеродным методом как 780—410 до н. э.