Общественный портал Гимназии №1505Археологический музей


Малиновская Мария Владимировна 1284

Временные выставки

 

 Московские изразцы XV - XIX веков

               изразцыИзразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью. Стандартный изразец состоит из пластины, наружная сторона которой покрыта глазурью, румпы, образующей с обратной стороны открытую коробку, в стенках которой имеются два отверстия. В эти отверстия вставляют стальные штыри, служащие для скрепления проволокой изразцов друг с другом и закрепления их на поверхности печи путем закладки проволоки в толщу кладки.

           Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире  XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. Все изразцы делились на несколько типов: терракотовые, муравленые, рельефные многоцветные, расписные многоцветные.

                Терракотовые изразцы первоначально использовались как декор фасадов храмов. Они могли белиться вместе со стенами и становились похожи на резной белый камень, который был излюбленным элементом наружного декора. Название следующего типа изразцов происходит от названия глазури, использовавшейся для их покрытия – муравы (свинцовая глазурь). Рельефные многоцветные изразцы появляются на Руси в 1653 году. Организатором производства стал патриарх Никон, который в ту пору был настоятелем Иверского святоозерского монастыря. И, наконец, расписные многоцветные изразцы появляются в начале 18 века. В это время изразцы используются только для облицовки печей.

 


Традиционная народная текстильная кукла

куклы

             Кукла - первая среди игрушек. Она - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребенка, помогая ему в трудном процессе социализации. Ребенок действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания, с помощью куклы он учится быть взрослым.

           Куклы появились в далёкой древности. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На  неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных  пустынь, кукла — неизменная  его спутница. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
           Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Мир русской народной куклы многолик и разнообразен. На Руси куклы бытовали не только как игрушки, но и как обрядовые предметы. Известно множество различных видов кукол, каждая из которых имела своё назначение.

 Выставка "Традиционная народная текстильная кукла" призвана познакомить посетителей музея с богатым миром любимой детской игрушки. На выставке экспонируются куклы из коллекции М.В. Малиновской - как сделанные своими руками, так и привезенные из краеведческих поездок по России - из Тулы, Орла, Костромы, Архангельска, Петрозаводска и т.д. - и ближнему и дальнему зарубежью - Украина, Белоруссия, Турция.

 

 

История письменности

 

письменность

         Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

           Как только первобытный человек накопил достаточное количество бытового опыта, возникла необходимость передачи его будущим поколениям. Первой формой передачи информации стала наскальная живопись. В большинстве своем наскальные рисунки повествовали об охоте, об ее способах и вооружении. Это, например, известные всему миру рисунки в пещерах Альтамира или Ляско; сюда же можно отнести петроглифы Белого моря.

          С течением времени хозяйство людей развивалось, нашлись новые носители для рисуночного письма – дощечки, кости, кожи животных. Расширялась и тематика рисуночных писем – помимо накопленного опыта, с их помощью передавали и простую бытовую информацию. Параллельно с рисуночным письмом развивался и другой дописьменный тип передачи информации – письмо предметное. Самым ярким примером может служить узелковое письмо индейцев майя – кипу или узелково-ракушечное письмо индейцев Южной Африки – вампум. Узелки в таких письмах вязались в определенной последовательности особым способом, каждый узелок имел свое точное значение. До сих пор нет четкой расшифровки этих письмен, но ученые сошлись во мнении, что подобные узелковые письма использовались в первую очередь для счета в торговле или хозяйстве.

Выставка "История письменности" посвящена самым древним способам невербальной передачи информации. Большинство экспонатов выполнено руками учащихся гимназии на занятиях элективного курса по археологии.