Общественный портал Гимназии №1505Новые проекты


Голодняк Михаил Михайлович 640

Предпрофессиональный экзамен - альтернативная реальность 1505

Всем доброго времени суток!
Время действительно доброе — радостный и вместе с тем грустный праздник... который почти как День Рожденья, в каком-то смысле так оно и есть. Пользуясь случаем, поздравляю наших гимназистов с завершением важного жизненного этапа и началом нового. Жизнь штука сложная, но тем и интересная. Не все в ней складывается так, как задумывалось и мечталось. Но творческая самореализация возможна — это факт, проверенный мной на личном опыте. Так вот я от всей души желаю ее выпускникам 2017!

Данный свой пост я задумал немного на другую тему, впрочем, тесно связанную с темой самореализации, конкретно на профессиональном поприще. Как-то во время дебатов о желательном содержании новостей сайта гимназии и нашей группы в сети Facebook, мне было указано на то, что лучше писать о достижениях гимназистов. В каком-то смысле выполняю это пожелание, пишу о достижениях… которые могли бы быть, и, искренне надеюсь, еще будут.

В этом году по инициативе Департамента образования и инженерных вузов в Москве впервые прошел предпрофессиональный экзамен. Он был организован специально для инженерных классов, но на первый раз участие школ было добровольным. Хотя уже об этом писалось но, думаю, не будет лишним вкратце напомнить о том, что это за экзамен. Он проходил в два этапа: 1) онлайн тестирование, и 2) «Практическая часть». Вторая часть закавычена, потому что, честно говоря, далеко не все в ней практическое, впрочем, обо всем по порядку.

Первая часть представляла собой набор из 12 задач, на решение которых отводилось 60 минут. Задачи по разным предметам (математика, информатика, физика), особой изящностью не отличались, но решаемы вполне. Я пытался убедить одиннадцатиклассников гимназии и коллег немного поднапрячься и принять участие в предпрофессиональном экзамене уже в этом году. Среди прочего, я упирал на то, что, за успешную сдачу экзамена инженерные вузы будут начислять баллы, например МИФИ обещало до 10. Ну а поскольку экзамен проводится впервые, будет неизбежная в таких случаях неразбериха, а стало быть, и критерии оценивания будут, скорее всего, лояльными. Соглашусь, дар убеждения и красноречия — не самая сильная моя сторона: решение сдавать экзамен не принял никто. Впрочем, был один вопрос: нельзя ли сдавать первую часть, минуя вторую... ВСЕ.

Посему, думаю, будет небезынтересно узнать, как же проходил экзамен. Как я узнал у учеников, сдававших его, на первой части были 1 в 1 клоны тех же задач, что и в демоверсии, с лишь незначительно измененными условиями. ВОТ ТАК! Но это еще не все. Вторая часть представляла собой (на выбор сдающего) защиту большого проекта, или защиту мини проектов, или решение разноплановых инженерных задач. Собственно практическим является первый вариант, поскольку речь идет об уже готовом проекте, который экзаменуемый должен перед комиссией защитить. Второй вариант тоже практический. Но условия для реализации мини проектов, по ряду технологических причин в одночасье реализовать затруднительно. Поэтому, самым распространенным оказался, судя по всему, третий вариант, представлявший собой физические задачи, поданные в форме инженерных, их и предстояло решить испытуемому. Но почему, собственно, «поданные в форме»?

Инженерия — это ведь и есть прикладная физика в основном. В «неосновном» были задачи по информатике. Важным элементом оценивания решения являлась его устная защита. И это очень хорошо! Потому что действительно понять, что знает и умеет человек, может только другой человек. И, что немаловажно, если ты даже ошибся в мелочах, или не довел до конца идею, но комиссия увидела, что она у тебя есть — это оценивалось.

Скорее всего в следующем учебном году предпрофессиональный экзамен для инженерных классов должен стать обязательным, и нам его не избежать. Поэтому нужно как следует подготовиться и сдать экзамен достойно.

И тут, как гласит народная мудрость, готовь сани летом!

Куратор проекта «Инженерный класс в московской школе» по Гимназии 1505

Здание: 
2-я Пугачевская, 6А (Красное здание)
2-я Пугачевская, 7 (бывшая школа 1032)
Б.Черкизовская, 26 (бывшая школа 650)