Тема № 1. "Загадка княгини Ольги"
1. Родина княгини Ольги. Информация о селе Выбуты есть здесь
2. Псков в Х веке ("Эпоха княгини Ольги"). К этому периоду относиться создание самой древней части кремля - Кром. Общая информация здесь. Обратите внимание на видеоролик с изображением деревянного кремля и вирутальный тур по Кремлю.
3. Общая информация о жизни княгини Ольги есть в Повести Временных летю ПВЛ о событиях 944 г. ПВЛ о событиях 945-947 гг. . ПВЛ о событиях 955 г.
и в исследовании А.Ю.Карпова "Княгиня Ольга". Ключевая "загадка" это, конечно, противречия в "официальной биографии" княгини. Если она в 903 году стала женой князя Игоря, то она родилась около 887 г. Но тогда трудно представить себе, что первенец Святослав родился около 940 г. ( во время похода Ольги на древлян он еще маленький). Это значит, что более четверти века Киевская Русь жила без наследника. Трудно представить себе влюбленность византийского императора в 955 г. Кажется, что в летописях "спрятано", что на самом деле было две княгини Ольги. А может быть дата ее рождения иная?
Тема № 2. Псков на пути к независмости.
1. Изестно, что сначала город входил в состав Новгородской республики. Однако с самого начала жители Пскова пытались идти своим путем. Так они приняли к себе князя Всеволода-Гавриила, которого изгнали новгородцы, когда учредили республику. Информацию об этом можно найти здесь. Задание № 9. Жители Пскова считали святыней меч княза Всеволода. Кажется очень страным и очень важным, что горожане Пскова считали святым того князя, которого изгнали их соседи. Почему?
2. Не менее важно разобраться во взаимоотношениях псковичей и князя Александра Невского. Если внимательно Житие Александра Невского, то можно обратить внимание на такой эпизод: после победы над немецкими рыцарями жители Пскова встречают князя Александра очень торжественно: " И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: "Ты, господи, помог кроткой Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою". Но сам князь "разрушил праздник" и ответил им крайне резко: "О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского". Какой странный поступок? Почему князь отвечает на поздравления так жестко? Зачем он сорвал торжественную встречу и устроил скандал?
3. Вообще - что произошло в апреле 1242 года? Могло ли быть ЛЕДОВОЕ побоище в апреле? Прочитайте Новгородскую летопись XIII в. о Ледовом побоище и сравните его с рассказом немцев о Ледовом побоище. Он есть здесь http://www.livonia.veles.lv/research/ice_battle/index.htm. Нужна Ливонская рифмованная хроника. Что общего и чем отличается русская и немецкая версии событий?
4. Изборская крепость XIII-XIV вв . На данный момент это фактически самая древняя каменная крепость России. О ней много информации есть на сайте музея.
5. Псков в XIII-XIV . Как изменился Псков? Довмонтов город, Средний город и т.д.
Тема № 3. Псков и Печеры в эпоху Ивана Грозного.
.
1. Корнилий Печерский и Иван Грозный. В 1570 г. царь совершил карательный поход на Новгород и Псков. Однако судьба этих городов оказалась разной. Новгород был разгромлен (хотя размах террора часто преувеличивают). А вот Псков не пострадал. Почему? В чем причина конфликта между царем и настоятелем монастыря? Среди историков нет единства мнений по поводу взглядов старца Корнилия. Об этом можно узнать здесь
2. . Осада монастыря в Ливонскую войну.
3. Осада Пскова в Ливонскую войну. Это самый известный и самый загадочный сюжет. Мы осмотрим места штурма Пскова поляками и попытаемся понять почему польский король Стефан Баторий проиграл это сражение.
4. Самостоятельный и интересный сюжет - Монеты Ивана Грозного . Коротко информацию о них можно посмотреть на нашем сайте. Во время экспедиции мы попробуем изучить эти монеты: потрогаем, сделаем фотографии и т.д.
Как будет организовано "вечернее дело"? Мы планируем две части. Первая часть: викторина по истории Пскова. Вопросы к ней готовит специальная группа, ее состав засекречен. Они подготовят 30 вопросов, чтобы равномерно учесть знания каждой семьи и то, что увидели на экскурсии в первый день. Вторая часть - творческая. Каждая семья готовит маленькую сценку на 2-3 мин. Тема - исторический сюжет, который они изучали. Критерии оценки: интересный сценарий, количество участников, историческая достоверность, игра актеров. Конкретный сюжет семья выбирает сама: свадьба Ольги и Игоря, встреча Ольги византийским императором, бегство князя Всеволода из Новгорода, разговор ночью в русском лагере, въезд князя Александра в Псков, приезд Ивана Грозного в Псков, совещание в боярской думе, переговоры короля Стефана Батория и князя Ивана Шуйского, военный совет у поляков и т.п. Короче придумывайте сами. Всего сценок планируется четыре: три семьи и выступление педагогов и родителей.
Итоги экспедиции: письменные отчеты по исследовательской части работы. Эти отчеты готовят 6 классы и "историки" 9 класса. То есть не все участники экспедиции.
Почему именно они? Потому что темы выбрана таким образом, чтобы учесть программу по истории 6 и 9 (профиль). 6 класс будет изучать правление княгини Ольги сразу после каникул, деятельность Александра Невского и 6 класс, и 9 класс будет изучать уже в ноябре, а правление Ивана Грозного 9 класс будет изучать в январе. Иными словами все что мы увидим потребуется на уроке почти сразу по возвращении. В каждой "большой" теме семьи есть 3-5 "подтем". Надо выбрать одну и написать на этот вопрос свой рассказ (1-2 страницы машинописного текста). Требования к письменному отчету я выложу на сайте позже. Отчет надо прислать по почте не позже 25 октября, чтобы я за субботу -воскресенье успел все проверить до окончания каникул.
"Непрофильники" 9 класса тоже могут принять участие в работе. Я убедительно попрошу Елену Сергеевну учесть их работу при выставлении оценок.