Общественный портал Школы №1505 "Преображенская"Археологический музей


Малиновская Мария Владимировна 5510

Античный Хорезм

 

 Античный Хорезм.

  

1. Культура городищ с жилыми стенами. Ахеменидское время. VI – IV вв. до н.э. В это время зарождается государство; строятся большие каналы. Хорезм входит в систему империи Ахеменидов. Керамика изготовляется на ручном гончарном круге. Характерные памятники – Кюзели-гыр, ранний слой Базар-калы.

2. Кангюйская культура. IV век до н.э. – I в.н.э. Эллинистическое время. Расцвет кангюйско-хорезмийского государства, городов, ремесел. Жилища – отдельно стоящие укрепленные родовые дома-массивы. Характерные памятники – Кой-крылган-кала, Кырк-кыз-кала. 

3. Кушанская культура. II – III вв.н.э. Римское время. Продолжение расцвета античного Хорезма. Переход от укрепленных общинных поселений к деревням, не имеющим внешних стен и состоящим из отдельных большесемейных усадеб. Сохранение в городах больших общинных домов-кварталов. Характерные памятники – Аяз-кала, средний слой Топрак-калы.

4. Кушанско-афригидская культура. III – V вв.н.э. Упадок античной культуры Хорезма. К концу периода многие города пустеют. Переход к расселению замкового типа. Упадок ремесленного керамического производства. Характерные памятники – Топрак-кала, Якке-парсан, Малая Кават-кала.

В коллекциях музея представлены следующие стоянки античной эпохи, а также материалы археологических экспедиций, посвященных исследованию этого периода: Актурпак, Ангка-кала, Артык-ата, городище Асанас, Афрасиаб, Бабиш-мулла, Базар-кала, Бутен-тау-кала, Джанбас-кала, Джеты-асар, Дэв-кескен, Западный Унгуз, Инкадарьинский маршрут, Инка-дарья, Кала-ата, Калалы-гыр, Канга-кала, Капарас, Каракумский маршрут, Караката, Кой-крылган-кала, Куня-уаз, Кургашин-кала, Кюзели-гыр, Садвар, Топрак-кала, Шах-сенем, Якке-парсан.

 

Городище Джанбас-кала

Djanbas-kala

Крепость углами довольно точно ориентирована по сторонам света. Двойная стена, прекрасно сохранившаяся, достигает высоты 9,5-10 м., общая мощность – более 5 м.Характерной чертой Джанбас-калы является полное отсутствие башен как угловых, так и вдоль стен. Предвратное сооружение прекрасно сохранилось, позволяя полностью восстановить систему обороны ворот. Тип укреплений Джанбас-калы свидетельствует о весьма архаическом характере самой организации вооруженных сил, несущем все признаки традиций первобытной демократии и, возможно, являясь косвенным свидетельством участия женщин в военном деле. Площадь городища пересекает прямая широкая улица, по обеим сторонам от которой располагаются два обширных жилых квартала. Каждый из этих кварталов представляет собой единый массив примерно 200 жилых помещений, без каких-либо признаков разделяющих отдельные дома улиц.

Общий вид городища Джанбас-кала

Djanbas-kala1

Реконструкция городища Джанбас-кала

Djanbas-kala2

Общий вид городища Калалы-гыр

Калалы-гыр

План городища Калалы-гыр

План

Кой-крылган-кала («Крепость погибших овец»)

крепость Кой-крылган-кала

Относится к памятникам кангюйско-кушанского периода. Кой-Крылган-Кала- остатки древнего святилища и поселения в пустыне Кызылкум, в Турткульском районе Каракалпакии.

Крепость расположена на территории вблизи канала Куня Кальтаминар в округе Бургкала Элликалинского района. Крепость построена в IV-III веках до н.э. в традициях древнего Хорезма.

18-ти конечная крепость Кой-крылган-кала отличается от других крепостей тем, что имеет форму окружности. Стены крепости по окружности составляют 865 м. Крепость окружена двумя стенами, а в середине расположено двухэтажное здание цилиндрической формы. Нижний этаж состоит из 9-комнатного здания. Все комнаты накрыты двумя куполами. Между стенами центрального здания и крепостных стен мало-помалу строились комнаты для хозяйственных нужд, также для житья. С.П.Толстов нашёл в некоторых комнатах оссуарии (посуда для захоронения костей умершего). Также Толстов предполагает, что комнаты построены удобно для астрономических наблюдений. Форма Кой-крылган-калы напоминает солнце, это показатель того, что наши древние хорезмийцы поклонялись солнцу. Также существуют гипотезы, что в середине крепости была обсерватория для изучения небесных тел.

План памятника (вид сверху)

 

план памятника

При археологическом и этнографическом изучении Кой-крылган-калы были найдены образцы искусства Древнего Хорезма. Среди них можно особенно выделить большой портрет с изображением лица мужчины и статуя головы, вырезанная из камня. Лицо на портрете очень похож на современного хорезмийца. Также в крепости были найдены кувшины с рукояткой в форме головы тигра, разные посуды в форме человеческого рта, глиняные посуды для жидкостей с рисунком лошади, разные статуэтки. Среди статуэток выделяется статуя богини плодородия Анахиты, которая изображена в пышном одеянии. В крепости были найдены много мест захоронения в обычаях зороастризма.

Приведенные выше и остальные находки показывают, что в IV-III веках до н.э. в Хорезме существовали искусства рисования, музыки, художества, танца, театральные искусства. Раскопками 1951—57 вскрыты остатки древнехорезмийского мавзолея-храма 4—3 вв. до н. э. с центральным двухэтажным круглым зданием (диаметр 44,4 м, высота около 9,5 м) и кольцом крепостной стены (толщина 7 м); между ними располагались хозяйственные постройки. Во 2—1 вв. до н. э. святилище было заброшено, а в 1 в. н. э. на его развалинах возникло поселение, существовавшее до 4 в. н. э. В К. найдены образцы древней письменности, культовые статуэтки и керамические погребальные скульптуры, оружие, украшения, керамические сосуды. В центре крепости стояло высокое задние с множеством комнат, в которых сохранились глиняные сосуды, оружие, украшения, статуэтки.

План и реконструкция, выполненные С.П.Толстовым

 

план и обмер

Кой-Крылган-кала — это храм, в котором хоронили царей государства Хорезма и покланялись небесным светилам. На первом этапе ансамбль Кой-Крылган-калы представлял собой круглое двухэтажное здание диаметром 44,4 м. Его окружала оборонительная стена с девятью башнями, расположенными на равном расстоянии друг от Друга. В одной из башен находился вход со сложной системой переходов, выводящих в итоге сразу на второй этаж центрального здания, где располагалась круглая открытая площадка. Первый его этаж занимали две изолированные группы помещений по четыре комнаты в каждой. Возможно, комплекс в Кой-Крылган-кале был связан с погребальными обрядами: помещения нижнего этажа предназначались для захоронения останков хорезмийского царя и его супруги, а площадка на втором этаже — для предназначенного к сожжению погребального инвентаря.

Реконструкция крепости Кой-крылган-кала

реконструкция Кой-крылган-кала

 

 

 

Городище Кюзели-Гыр

 

Реконструкция

Городища ахеменидского времени характеризуются огромными размерами, целиком занимая площадку холма. Городище Кюзели-Гыр имеет подтреугольную форму - в соответствии с очертаниями холма. Длина – около 1 километра. Огромная внутренняя площадь городища почти совершенно свободна от культурных остатков, из чего следует вывод, что она не использовалась под жилье. Наиболее вероятным является предположение, что эта площадь использовалась как загон для скота – самого главного, нуждающегося в защите богатства хорезмийцев. Вся жизнь была сосредоточена внутри массива мощных стен городища, заключающих в себе по 2 или 3 ряда параллельных узких коридорообразных жилых помещений, опоясывавших все городище кругом. Кроме домов амирабадского типа, на городищах имеются и другие постройки, имеющие особое, не жилое назначение. Оборонительная система городища довольно совершенна; стены извне защищены многочисленными башнями.

 

Город-храм Топрак-кала (Земляной город)

крепость Топрак-кала

Открыта в 50 км от правого берега Амударьи при раскопках археологом С.П.Толстовым в 1938 году; развалины города-крепости первых веков н. э. — 6 в. н. э., резиденции хорезмийских царей в 3—4 вв.

Прямоугольный в плане город (500´350 м) был обнесён стеной со сводчатым коридором и башнями; от южных ворот к храму огня шла центральная улица. Поперечные улицы делили застройку на 10 кварталов. В северо-западной части города — развалины дворца, поднятого на искусственный цоколь (высота 14 м, площадь 80 x 80 м) с тремя примыкающими башнями.

Раскопано около 100 жилых и хозяйственных помещений и 8 парадных залов, украшенных глиняной горельефной и объёмной скульптурой, а также (как и многие др. помещения) многоцветной стенной росписью. Найдены керамические сосуды, оружие (в том числе большие луки), украшения, документы на коже и дереве с хозяйственными записями. В развалинах древнего города площадью более 17 га, окруженных стенами протяженностью более километра, были найдены святилища с уникальными глиняными скульптурами и фресками. Загадочным является тот факт, что крепость была покинута обитателями всего лишь через 200 лет после постройки. Объяснением может служить поворот русла Амударьи, которая не раз меняла свое течение, оставляя без воды все живое. По другой версии, основатель новой династии Африг перенес свою резиденцию на новое место - в город Кят на территории современного Бируни, бывшей столицей Хорезмшахов до 996 года, когда его смыла Амударья. Потолок главной мечети Кята поддерживали резные деревянные колонны, стоявшие на высоких, в человеческий рост, основаниях из темного камня. Дерево в здешних краях всегда было в дефиците, и как строительный материал использовалось крайне редко. Не случайно некоторые из этих резных колонн после наводнения перевезли в Хиву, здесь их и сейчас можно увидеть в Джума-мечети.

Население Топрак-калы, по мнению ученых, достигало тогда 2,5-3 тысяч человек, не считая женщин и детей. В укрепленном сторожевыми башнями царском дворце археологи раскопали «Зал царей» – династическое святилище с 23 массивными фигурами из глины, «Тронный Зал», «Зал побед», «Зал оленей», «Зал танцующих масок» и «Комнату червонных дам» с женскими барельефами, напоминающими карты Таро. «Зал темнокожих воинов» представляет собой особую загадку, поскольку, по реконструкциям академика М.М.Герасимова, хорезмийцы относились к явно европеоидному типу людей, были светлоглазыми блондинами с тонкими чертами лица, хотя со смуглой или бронзовой кожей. Рядом с крепостью, в те времена окруженной плодоносящими виноградниками и возделанными полями, располагалась загородная резиденция и охотничий парк за квадратной оградой. Подобные парки у азиатских вельмож назывались «парадайза». Роскошный отдых в цветущих садах с прохладными источниками и экзотической дичью, которой некуда бежать от охотников, был напрямую связан с представлением о парадизе – рае, который богоподобные правители обустраивали для себя уже в земной жизни. К несчастью, большинство материальных находок Топрак-Калы не пережили новейшего времени. В разгар исследований С.П.Толстова грянула Вторая мировая война, и ученый ушел на фронт добровольцем, возобновив раскопки лишь в 50-е годы. До сих пор среди местных жителей бытует легенда о несметных сокровищах, будто бы найденных Толстовым, но в первые дни войны в спешке перепрятанных где-то неподалеку по приказу советского руководства. На самом деле ценнейшие из находок – скульптуры и фрески – сильно пострадали от дождей и перепадов температур, поскольку большинство из них были выполнены из того же материала, что и сами величественные сооружения – из обычной глины. Крепость Топрак-кала относится к памятникам кушанского периода (I-II вв. н.э.) и является венцом всех достижений высокой художественной культуры, проявившейся в синтезе архитектуры, скульптуры и живописи.

Топрак-кала была сложена из миллионов крупных кирпичных блоков размером 40х40х12 сантиметров. Для их изготовления и доставки на место строительства была задействована вся государственная машина. Изучив своеобразные «товарные знаки» на каждой партии кирпичей, археологи пришли к выводу, что в те времена государство Хорезма включало в себя не меньше 15 провинций с населением приблизительно 30-50 тысяч человек в каждой.