Общественный портал Школы №1505 "Преображенская"Новые проекты


Ветюков Дмитрий Алексеевич 2163

2015 Выездная учебно-ролевая игра "Звездный крейсер Галактика"

17-19 ноября этого года на базе ДЮЛ «Дружба» проходил шестой профильный выезд Гимназии 1505, проводимый для учащихся 8 классов. В этом действии участвовали почти все восьмиклассники, группа организаторов из 9-10 классов, учителя и выпускники. Выезд как всегда был организован как большая ролевая игра. В этот раз действие проходило в далеком будущем, человечество оказалось вовлеченным в войну с человекоподобными роботами (сайлонами), когда-то созданными самими людьми. Участники игры должны были выбрать одну из ролей: людей и сайлонов.  Развитие сюжета игры было альтернативой истории показанной в фантастическом сериале:  Звездный крейсер «Галактика».

Участники игры были разбиты на группы из 5-7 человек. Группы управляли космическими кораблями (игра на карте), искали необходимые ресурсы, вели боевые действия, а, главное договаривались с союзниками и врагами. В этот раз игра была организована таким образом, что учителя, всегда активно участвующие в развитии сюжета, не могли на него прямо влиять, итоговое развитие ситуации зависело от решений, принимаемых гимназистами.  Гимназическая игра – это всегда работающая модель реальных жизненных ситуаций. В течение каждого выезда события игры, так или иначе, отображали ту или иную черту реального мира. В этот раз, по крайней мере, в лагере сайлонов, постоянно остро и резко вставал вопрос политического и военного экстремизма. С первых часов игры возникла группа  участников,  нацеленных на осуществление экстремальных способов решения политических проблем, путем применения всех военных возможностей,  не склонных  анализу фактов и последствий действий. Оказалось, что  эта группа будет существенно меньше влиять на общие решения, если просто давать возможность всем мнениям быть высказанным в спокойном тоне и сторонники всех позиций будут говорить одно и то же количество времени.  Люди в игре, в отличие от сайлонов, изначально имевшие более организованную структуру (малые группы, четкий регламент обсуждения) принимали взвешенные решения значительно легче и практически ни разу не выдвигали экстремистских идей.

В последние два года задачи стоящие перед организаторами выезда существенно усложнились. До этого времени в гимназии было два восьмых класса, а теперь их стало три. Это значит, что вместо 70-80 участников выезда как раньше, теперь на выезд поехало 120 человек.  Но формат игры предполагал активное взаимодействие всех ее участников, а организовать такое взаимодействие для 120 человек оказалось существенно сложнее. Для решения именно этой задачи и был придуман сюжет, в рамках которого участники были разбиты на две большие группы. Это позволило собираться для обсуждения не всем вместе,  а группам по 50-60 человек.  Общий сбор происходил лишь несколько раз, для озвучивания наиболее общей и важной для всех информации.

Но главным делом,  ради которого на выезд поехали как школьники, так и учителя, были профильные предметные мастерские. Восьмиклассники на выезде имели возможность выбрать один школьный предмет как основной (профиль), а также еще один как не основной (антипрофиль). На работу в профиле в течении игры было выделено 6 циклов по 1,5 часа, на «антипрофиль»  - около 2,5 часов.  Задания, которые выполняли учащиеся в профиле, давали им игровые ресурсы, необходимые для осуществления игровых задач. Пространство игры было организованно так, что у каждой группы было большое помещение для работы, позволявшее группе работать в режиме научной лаборатории. Лаборатории по разным предметам были организованны очень по-разному: были большие лаборатории (по 16-18 человек), например биологи, где восьмиклассники были разбиты на микрогруппы по 3-4 человека. Работой каждой такой микрогруппы управлял заранее подготовленный девятиклассник.  Были  и маленькие группы, по 3-4 человека. Такой была группа литераторов, где девятиклассница выполняла те, же задания, что и восьмиклассники, являясь скорее не помощником учителя, а идеальным учеником. В прошлом году многие из участников выезда выражали сожаление, что  у них было недостаточно много времени   на занятие профилем, в этот раз времени для работы достаточно много, хотя конечно нашлись  отдельные товарищи, которых и в этом случае в конце игры приходилось буквально насильно заставлять кончать работу. Интересный опыт дала и работа ребят в «антипрофиле». Руководители многих групп отмечали интересный феномен: дети пришедший на антипрофиль работали иногда более эффективно и показывали большую заинтересованность, чем те, кто был на своем основном предмете.

Почти все участники выезда достаточно четко понимали, какой предмет им наиболее интересен и в первую очередь на выезде хотело получить дополнительные знания по этому предмету, но были учащиеся, для которых выезд был возможностью попробовать себя в разных областях, чтобы понять, что им действительно нравится. Несколько восьмиклассников после занятий в антипрофиле, так и остались в нем, когда пришло время возвращаться к профильному предмету. Были также восьмиклассники, которые поменяли профиль во время игры (хотя, надо сказать, их было совсем немного). Надеюсь, возможность таких изменений подтолкнула восьмиклассников к пониманию того, что выбор предметов, которые они должны усиленно изучать зависит в первую очередь от них самих.

Безусловно, удачной новинкой этого выезда была организация «хобби». На мастер-классы по «хобби» было выделено по часу в первый и второй день выезда. После участия в мастер-классе гимназисты готовили презентацию своих достижений на общем сборе. Все «хобби» были организованы учителями  и выпускниками гимназии. Не могу не перечислить названия мастер-классов: каллиграфия, кулинария, мягкие игрушки, театральная студия, спорт, танец, вокал, фотостудия. В первый день каждый  из участников случайным образом по жребию выбирал хобби, во второй день выбор зависел только от самого гимназиста. Все хобби пользовались достаточным признанием, так, как на второй день на каждый мастер-класс уже добровольно пришло не меньше участников, чем в первый. Невозможно не сказать хоть несколько слов про наиболее яркие впечатления от хобби: изобилие блюд, сделанных кулинарами (эти блюда были в одно мгновение съедены остальными участниками выезда сразу после презентации); театральные постановки живых сцен  театральной студии; гордость мальчишек-восьмиклассников, самостоятельно сшивших для себя домашние тапочки.

В конце второго дня выезда проходила общая научная конференция групп. На конференции перед группами стояла довольно сложная задача: с одной стороны рассказать о том, что сделала группа в предметной мастерской, с другой стороны соединить  по смыслу темы предметного изучения с сюжетом игры. На мой взгляд, роль этой конференции в игре была достаточно важна, так как благодаря ей, участники могли с одной стороны получить представление, чем занимались другие группы, а с другой стороны для многих это был первый опыт научной конференции.

Еще одним ярким событием вечера второго дня выезда был классический бал. Ничего, что его участники вначале очень смущались, а потом не всегда правильно выполняли движения полонезов, полек и вальсов, главное  - это дух изысканности и красоты, который увенчал день напряженной интеллектуальной работы.

Конечно в этот раз на выезде получилось не все, что планировалось: так и не удалось организовать связь между группами в Интернет-пространстве; не удалось сделать наглядным и простым действие на звездной карте, группам было очень трудно наладить взаимодействие между друг другом и даже просто пообщаться между собой – для этого практически не было времени; не всегда получилось организовать необходимую техническую поддержку некоторых мероприятий (не оказывалось в нужном месте проектора, компьютера, подключенного к интернету); не удалось на общих сборах вывести дискуссию на интересные для всех общечеловеческие проблемы. Но все это не главное, главное - в игре удалось развернуть перед восьмиклассниками схему «идеальной гимназии для старшей школы»: ученики выбирают предметы и учителей (основные и дополнительные), предметы организованы как лаборатории, ученики выбирают хобби, решают проблемные задачи, все это связывается некоторым «игровым сюжетом». Такую гимназию, как сказал на рефлексии в конце выезда Л.А.Наумов, хотели бы видеть в идеале учителя. Восьмиклассники получили возможность увидеть эталон того, с чем им предстоит иметь дело следующие 3 года жизни в гимназии.

Много получилось в этом выезде, многое не получилось. Но главное, что оставляет у меня чувство удовлетворенности – это дух творчества и исследования, сотрудничества, соревнования, конструктивных (хотя иногда и очень бурных) споров пронизывающих эту поездку.  На мой взгляд, именно такими и должны быть мероприятия организованные в гимназии, с названием «гимназия-лаборатория».