Наумов Леонид Анатольевич 6017

Курс 9 класса 2016-2017

Планирование (примерное) курса

1. Дунайская война. Внешняя политика Святослава. Дунайская война
№ 8 ПВЛ о событиях 964-969 гг.
№ 9 ПВЛ о событиях 971-972 гг.

При выполнении заданий надо использовать рассказ византийского историка Льва Диакона о Дунайской войне.
1) Сравните описание событий 964-972 гг. в учебнике и в документе. Определите общие черты и различия
2) Определите цели внешней политики Святослава
3) В чем смысл спора княгини Ольги и князя Святослава
4) Как вы считаете, кто победил в Дунайской войне. Сравните свой вариант ответа с мнением автора учебника.

 

Задание № 1 (Выполняется дома, проверяется на зачете по истории).Пока (!) не выполняем
Внимательно изучите карты (сохраните их на своем компьютере)
 а) "Древность", б) "Греческая колонизация", в) "Раннее средневековье", г) "Восточная Римская империя"
Найдите/Отметьте на карте (подчеркните и т.п.) исторические события, которые изложены в параграфах 1-4.(Учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов История России с древнейших времен до конца XVII века) 10. М.2006

Задание № 2Выполняется письменно 

Изучите документ "Повесть Временных лет о начале славянской истории". Что общего и в чем отличия между историческим источником (Повесть Временных лет) и мнением историка (А.Н.Сахарова История России, # 4): а) "родословная" славян, б) исторический и политический контекст появления славян на страницах мировой истории в) исторический и политический контекст появления первых славянских государств. 

Задание № 3
Изучите документы 
№ 1 Повесть временных лет  (ПВЛ) о событиях 859-866 гг.Задание № 4

№ 2 ПВЛ о событиях 879-903 гг.

Определите: а) как определяет автор ПВЛ понятие "варяги"; б) как менялись границы древненрусского государства; в) какой год (с Вашей точки зрения) целесообразно считать датой образования древнерусского государства? Докажите свое мнение. 

№ 3. ПВЛ о событиях 907 г.
№ 4. ПВЛ о событиях 941 г.

Домашнее задание на 16.09
№ 5. ПВЛ о событиях 944 г.
№ 6 ПВЛ о событиях 945-947 гг.
№ 7. ПВЛ о событиях 955 г.
1) Опишите внешнюю политику Олега и Игоря. Определите общие черты и различия. 2) Опишите внутренню и внешнюю политику княгини Ольги. Сравните политику Игоря и Ольги. Определите общие черты и различия.

 Задание № 5 .
Задание № 5. Внешняя политика Святослава. Дунайская война
№ 8 ПВЛ о событиях 964-969 гг.
№ 9 ПВЛ о событиях 971-972 гг.

При выполнении заданий надо использовать рассказ византийского историка Льва Диакона о Дунайской войне.
1) Сравните описание событий 964-972 гг. в учебнике и в документе. Определите общие черты и различия
2) Определите цели внешней политики Святослава
3) В чем смысл спора княгини Ольги и князя Святослава
4) Как вы считаете, кто победил в Дунайской войне. Сравните свой вариант ответа с мнением автора учебника.


Задание № 6. Князь Владимир. Учебник Сахарова. # 8. 
Определите причины (политические, духовные) принятия христианства князем Владимиром. К каким последствиям это привело? Вопрос № 5 (с. 74-75 учбеника А.Н.Сахарова)Подготовиться к контрольной работе. "Киевская Русь в 862-1054 гг."

 Прочитайте фрагмент летописи о событиях 1071 г. Посмотрите диплом  Дарьи Будановой с анализом этих событий
 http://old.gym1505.ru/node/7511
Как вы поняли основной вывод исследования? Согласны ли вы с этим выводом? Докажите свою точку зрения.
№ 10 ПВЛ о событиях 1071 г.

Домашнее задание . Задание № 7, документ №11.
Задание № 7. Распад Древнерусского государства
№ 11 ПВЛ о событиях 1054 и 1097 гг.. Опишите в каких исторических условиях были приняты решения 1054 и 1097 гг. Сравните два варианта решения вопрос о единстве русского государства. Определите общие черты и различия.

. Документ №12. Задание выполняется устно.

12. Рассказ Владимира Мономаха о своей жизни. Какие исторические события упоминаются в документе?

№13 Рассказ Владимира Мономаха о себе. Опишите систему ценностей русского князя в конце XI-нач.XII  вв.  Можно ли считать, что Владимир Мономах нарушил решения Любечского съезда?

№ 14. Письмо Владимира Мономаха князю Олегу

Задание  № 9 (с. 108-112, 117-120).Причины раздробленности Руси, оценка политичеcкой раздробленности. Новгородская земля. События 1136 г.  События 1136 г. в Новгороде. Политическая система и социальный строй в Новгороде Великом.  Прочитайте три версии событий: историка начала XIX в Н.Карамзина историка второй половины XIX в. С.Соловьева, современного историка В.Карпова.  Подготовиться к самостоятельной работе по Новгороду.

1.Сравните полиическое и социально-экономическое развитие различных древнерусских земель (Киевская земля, Новгородская земля, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волныеская земля). Оформите свои выводы в виде таблицы. В таблице необходимо учесть следующие параметры сравнения: особенности социально-экономического развития, особенности торговли, взаимоотношения княжеской власти и бояр, роль городского вече.

2. Прочитайте два текста посвященных князю Андрею Боголюбкому. Фрагмент исследования известного российского историка В.О.Ключевского  и Житие святого князя Андрея Боголюбского. На Какие исторические факты опираются авторы? Какие факты упоминают оба автора? Какие есть различия? Какую интерпретацию этим фактам дают авторы? Что общего в их интерпретации и в чем различия?

 Подготовиться к контрольной работе по истории России IX-XII вв. На уроке пишем тест.

 Сравните внешнюю и внутреннюю политику князя Игоря и княгини Ольги, выделите общие черты и различия. Докажите свое мнение цитатами ПВЛ (фрагменты на сайте). 2) Сравните внешнюю и внутренню политику княгини Ольги и княза Святослава Игоревича. Выделите общие черты и различия. Докажите свое мнение цитатами ПВЛ (фрагменты на сайте). 3) Сравните внутреннюю и внешнюю политику князя Владимира Святославовича и Святослава Игоревича. Докажите свое мнение цитатами ПВЛ (фрагменты на сайте). 

Домашнее задание на 8.11.  Сравните социально-экономические и политическое развитие Руси и Монголии во второй половине XII- начале XIII вв. (с. 108-112 и с.147-150). Определите общие черты и различия. В чем причины того, что в Древней Руси происходил процесс распада единого государства, а в Монголии шел процесс политической консолидации? (устно)

  Борьба народов Руси в XIII в. с захватчиками Востока и Запада. 

 Невская битва и Ледовое побоище в исторических источниках.

Прочитать Житие Александра Невского. Ответить  на вопросы

1. Какие исторические события упоминаются в документе?

2. Сравните сведения документа о Невской битве и рассказ учебника, определите общие черты и различия.

1. Сравните сведения документа о Ледовом побоище и рассказ учебника, определите общие черты и различия.

2.  Прочитайте рассказ Новгородская летопись XIII в. о Ледовом побоище и сравните его с рассказом летописи XV в. (она есть в учебнике). Что общего и какие отличия вы нашли?

При анализе хода Ледового побоища можно использовать материал  "Историки о Ледовом побоище"

http://www.livonia.veles.lv/research/ice_battle/index.htm

 Опишите политику князя Александра по отношению к Орде по документу (Житие Александра Невского). Сравните  сведения источника и информацию учебника (с. 157-161). Определите общие черты и различия в описании событий и их интерпретации.  Прочитайте статью известного философа и ученогоГ.Вернадского.  Как вы считаете, чья точка зрения  более обоснована: А.Сахарова или Г.Вернадского? Докажите свое мнение. Приготовьтесь к самостоятельной работе.

Подготовиться к самостоятельной работе по Житию Александра Невского. Вопросы к самостоятельной работе1) Как вы считаете когда и с какой целью был создан этот документ? Докажите свое мнение цитатами из текста. 2) Укажите исторические факты, которые упомянуты в тексте документа, когда они произошли? 3) Сравните описание этих событий в документе и интерпретацию событий автором учебника Сахарова? Какие сообщения источника автор учебника использует а какие нет. В чем причина избирательного отношения к сообщению истоочника? 4) Насколько обоснована версия событий, произошедших в период правления Александра Невского, которую дает автор учебника. Докажите свое мнение? Правильный и полный ответ на вопросы 1-2  гарантирует оценку "3" ("удовлетворительно"). Правильный и полный ответ на вопросы 1-4 гарантирует оценку "5" ("отлично").

Куликовская битва. Домашнее задание на 25.11.  Документы по  Куликовской битве (фргамент "Сказания о Мамаевом побоище") и вопросы (пока вопросы 1-2).

 "Сказание о Мамаевом побоище" Какие исторические   персонажи и события (античные и ветхозаветные) упомянуты в тексте? С какими событиями или лицами сравнивает автор текста героев «Сказания»? В чем смысл этих сравнений?  Сравните образ Батыя в «Житии Александра Невского» и «Сказании о Мамаевом побоище».

Прочитайте текст "Задонщины". Сравните описание событий в "Задонщине" и "Сказании о Мамаевом побоище". Найдите общие черты и различия в описании событий. Попробуйте объяснить различия. 

 

Задание № 12. Домашнее задание  . # 23. Документ "Казанская история" Глава 3 - 5. 1.  Какие исторические  деятели  и исторические события упоминаются в тексте? Что вы о них еще знаете?

2. Какие исторические деятели и события не упомянуты в тексте, (а их упоминание возможно из контекста произведения? Чем это объяснить?

3. Как вы   понимаете основные идеи текста? Докажите свое мнение.

Документы по истории Московской Руси при Иване III (фрагмент "Казанской истории"). Вопросы в тексте.

. "Казанская история" Глава 4-5. "Стояние на Угре" в тексте документа и учебнике.

 Домашнее задание . Две кинематографические версии Ивана Грозного. Фильм С. Эйзенштейна "Иван Грозный" (1-2 серия 1944-1946 г.) и фильм П.Лунгина "Царь" (2009 г.).  Прочитайте комментарии И.В.Сталина на фильм С.Эйзенштейна "Иван Грозный" (2 серия) http://grachev62.narod.ru/stalin/t18/t18_200.htm Прочитайте интервью П.Лунгина В.Познеру. 

Прочитать фрагменты оценок правления Ивана Грозного историками (пока только Карамзин, Виппер, Скрынников и Зимин). Подготовиться к самостоятельной работе по этим историческим концепциям.

Домашнее задание

Прочитайте фрагменты "Штаден о походе на Новгород", "Горсей и походе на Новгород". http://gym1505.ru/uchitelya/la-naumov/rabota-v-gimnazii/rossiya-pri-ivane-groznom. О каких событиях внутренней и внешней политики  России упоминается в текстах?

Выполните задание № 8 (монеты Ивана Грозного)

По учебнику с.215-219 и 223-225 + карта России при Иване Грозном и карта Ливонской войны (ОБЯЗАТЕЛЬНО!) составьте подробное (по годам) описание внутренней и внешней политики России в 1558 - 1584 гг.

Карты тоже есть на сайте http://gym1505.ru/uchitelya/la-naumov/rabota-v-gimnazii/rossiya-pri-ivane-groznom

Ключ к оценке самостоятельной работы по опричнине.

Подготовиться к контрольной работе по теме "Россия в правление Ивана IV".

Вопросы к семинару. по фильму "Царь". 

1. Какие исторические лица показаны в фильме? Насколько их характеристика отражает результаты научных исследований?
Какие лица кажутся вам художественным вымыслом и почему?
2. Какие исторические события упомянуты в фильме? Насколько их характеристика отражает результаты научных исследований? Какие события кажутся вам художественным вымыслом и почему? 
3. Прочитайте интервью режиссера. Как вы считаете, на какие научные концепции опирался П.Лунгин при создании фильма?

 Прочитайте документы. Как вы считаете, какую научную концепцию (концепции?) подтверждают эти документы. ЭТО ЗАДАНИЕ ПОКА НЕ ВЫПОЛНЯЕМ.

Выложен "ключ" к проверке работы по фильму "Царь"

  Работаем с текстом поэмы А.С.Пушкина "Борис Годунов". Для анализа предложены фрагменты: БГ-1, БГ-3, БГ-4,  БГ-6, БГ-7, БГ-8. Задание. Определите какие исторические события упоминаются в тексте. Попытайтесь определить когда именно происходит каждый эпизод (придуманный А.С.Пушкиным), определите примерную дату.

. Задание по Смуте. Работа с документами № 1, №2, №3, № 4.

Задание пока не выполняется: Прочитайте различные варианты развития событий во время Смуты (эти различные сценарии предложены отечественными историками XX вв. см. например, статью В.Б. Кобрина “Смутное время утраченные возможности” История отечества. Очерки истории России IХ– начало ХХ века., М., 1991.) . Чем отличается каждый вариант от реального хода событий и друг от друга (попытайтесь составить таблицу)? Как вы считаете, в чем причины «отклонений» от реального хода событий в каждом варианте.  Определите цели различных социальных групп в ходе Смуты (крепостных крестьян, торгово-посадское население городов, дворян, бояр). Как вели себя эти группы во время  реальных и «альтернативных» событий?  

Подготовитесь к тесту по Смуте, который будет.  Выложен исправленный вариант, опечатки, которых много в бумажной версии устранены (вроде бы).

   Прочитайте исследование Аверина В. по осаде лавры. Ответьте на вопросы: Какие источники и какую историческую литературу использует автор? Что, по его мнению, удалось выяснить историкам, и какие вопросы остались без ответа? Какоие ответы предлагает автор исследования? Как он их аргументирует? Насколько убедительна эта аргументация, с вашей точки зрения?

  Прочитайте исследование посвященное Смоленской войне (включая тезисы), посмотрите презентацию. Какие источники и какую историческую литературу использует автор? Что, по его мнению, удалось выяснить историкам, и какие вопросы остались без ответа? Какие ответы предлагает автор исследования? Как он их аргументирует? Насколько убедительна эта аргументация, с вашей точки зрения?

Прочитайте документ.Вопросы к документу: опишите как в середине XVII в. принимались решения по важнейшим вопросам политики. можно ли считаь власть царя самодержавной? Какими мотивами руководствуются политики Русского государства при принятии решений?

1. Учебник. Сахаров, Буганов. История России. #33. Задание на с.280-281. Документы и вопрос после документов: На основании текста параграфа и документов охарактеризуйте личности патриарха Никона и протопопа Аввакума.

2. # 35. Читать. Сравните причины и последствия соляного бунта и медного бунта. Рассказ о восстании монахов Соловецкого монастыря (c. 279) авторы учебника поместили в параграф, посвященный церковной реформе (#33), а не в # 35("Бунташный век"). Вместе с тем восстание произошло одновременно с движением Степана Разина. Насколько оправдана такая позиция авторов?

. # 18. Учебник Андреева, Павленко, Ляшенко.

  #19.  "Северная война". На уроке будет самостоятельная работа. Посмотрите  фрагменты поэмы А.С.Пушкина. О каких исторических событиях пишет поэт?  Ответьте  письменно на вопросы. Подготовьтесь к самостоятельной работе по Полтавскому сражению (карта Полтавское сражение ) Рассказ о соотношении сил, планы, ход, результатах.

 # 20. Историография реформ Петра I. Прочитайте фргаменты, приготовиться к самостоятельной работе "Историография реформ Петра"

 Домашнее задание на 25 апреля
# 20. Реформы Петра Великого. Проанализируйте систему доходов и расходов Петра I.  На сколько увеличились доходы государственную казну и за счет каких источников? На какие цели были использованы эти средства? Точку зрения какого историка подтверждает этот документ?
Проанализируйте сведения документов (указ о сыске беглых и прелестное письмо ) о причинах восстания Булавина и целях восставших. Сравните сведения источников с рассказом учебника (№19 с156-158).
 Выполните задание № 5. (Указ Петра о престолонаследии). При каких обстоятельствах появилс этот документ? В чем его политический смысл? Как царь аргументирует свое решение?
 
Письменно подготовить ответ на вопрос. Определите какая историческая концепция точнее всего характеризует процесс реформ Петра? Докажите свое мнение историческими фактами.
Оценивается а) понимание концепции; б) количество аргументов (включая контраргументы и ответы на возражения); в) логика изложения.
Письменный ответ вы высылает по почте или приносите во вторник на урок.
 
К зачетной неделе!

 Выложены вопросы к экзамену по истории. В билете два вопроса. Первый "теоретический": рассказ о исторических событиях. Второй "практический": фрагменты документов и отрывки из работ историков. Будут только те, которые мы разбирали на семинарах во втором полугодии (от Ивана Грозного до Петра Первого).

 

Экзамен по истории. Поступление на профиль 10 класса

Задание  № 1«Князь Олег»

 ПВЛ о событиях 879-903 гг.

Определите: а) как определяет автор ПВЛ понятие "варяги"; б) как менялись границы древнерусского государства; в) какой год (с Вашей точки зрения) целесообразно считать датой образования древнерусского государства? Докажите свое мнение. 

Задание № 2.   ПВЛ о событиях 941 г.

ПВЛ о событиях 944 г.
ПВЛ о событиях 945-947 гг.
ПВЛ о событиях 955 г.

Опишите внутреннюю и внешнюю политику князя Игоря и княгини Ольги. Сравните политику Игоря и Ольги. Определите общие черты и различия.

Задание № 3  Распад Древнерусского государства
ПВЛ о событиях 1054 и 1097 гг.. Опишите в каких исторических условиях были приняты решения 1054 и 1097 гг. Сравните два варианта решения вопрос о единстве русского государства. Определите общие черты и различия.

Задание № 4 Задание «Александр Невский»

Прочитать Житие Александра Невского. Ответить  на вопросы: 1. Какие исторические события упоминаются в документе? 2. Сравните сведения документа о Невской битве и рассказ учебника, определите общие черты и различия.

 Задание № 5«Куликовская битва»

  Документы по  Куликовской битве (фрагмент "Сказания о Мамаевом побоище") и вопросы

Задание № 6 «Иван III»

Документы по истории Московской Руси при Иване III (фрагмент "Казанской истории"). Вопросы в тексте.

Задание № 7  «Опричнина ИванаГрозного»

Прочитайте фрагменты "Штаден о походе на Новгород", "Горсей и походе на Новгород". http://gym1505.ru/uchitelya/la-naumov/rabota-v-gimnazii/rossiya-pri-ivane-groznom. О каких событиях внутренней и внешней политики  России упоминается в текстах?

Задание № 8  «Смутное время» .

Работа с документами№ 1, №2, №3, № 4. Вопросы с тексте.

Задание № 9  «Земский собор 1653»

Прочитайте документ. Вопросы к документу: опишите как в середине XVII в. принимались решения по важнейшим вопросам политики. можно ли считать власть царя самодержавной? Какими мотивами руководствуются политики Русского государства при принятии решений?

Задание № 10 «Петр Великий».

Реформы Петра Великого. Проанализируйте систему доходов и расходов Петра I.  На сколько увеличились доходы государственную казну и за счет каких источников? На какие цели были использованы эти средства?

Проанализируйте сведения документов (указ о сыске беглых и прелестное письмо ) о причинах восстания Булавина и целях восставших. Сравните сведения источников с рассказом учебника.

 

Файлы: