Домашнее задание на 1 сентября. Мы уже работали с этими текстами, но надо а) повторить и б) проанализировать их заново
Домашнее задание на 5 сентября. $ 46, 51. Дворцовые перевороты. Подготовиться к контрольной работе (формат ЕГЭ). В работе будут заданиия типа А, В, С. Посмотрите вариант задания С по правлению Петра III. Письменно выслать не позже 23.00 4 сентября задание Кондиции Анны Иоанновны.
Домашнее задание на 8 сентября. Внешняя политика Екатерины II. 1) Сравните цели, задачи и мероприятия внешней политики России в 1725-1796 гг. и "завещание Петра Великого". В какой степени реальная внешняя политика России совпадает с "завещанием"?. 2) В какой степени политика Екатерины II соответствовала планам реализации "греческого проекта"? На уроке можно пользоваться будет учебником, картой и статьями О.П. Марковой и Г.Л.Гребенщиковой.
Суть «греческого проекта» состояла в восстановлении Византийской империи со столицей в Константинополе и со вторым внуком Екатерины II Константином Павловичем на императорском престоле. Собственно и само имя свое великий князь, родившийся в апреле 1779г., получил в соответствии с этим проектом. На празднестве в честь его рождения читались греческие стихи; к торжеству была отчеканена медаль с изображением храма Святой Софии в Константинополе.
Домашнее задание на 12 сентября. «Сердце цветка и думы бабочки. Удивительные вести из России».
# 52. От Булавина до Пугачева С.99-106. Сравните описание восстания Е.И.Пугачева в учебнике и в работе А.С.Пушкина "История пугачевского бунта". Также нужен текст "Капитанской дочки". В принципе можно (и нужно!) использовать весь текст, но миниально необходимы два фрагмента: Глава VII( "Приступ)" и Глава XI ("Мятежная слобода"). Выделите общие черты. Попробуйте объяснить различия. Сравните образ Пугачева в "Истории бунта" и повести "Капитанская дочка".
Работа со статьей Марины Цветаевой "Пушкин и Пугачев". В чем, по мнению автора различия в образе Пугачева в "Капитанской дочке" и "Истории пугачевского бунта"? Как автор статьи объясняет разрыв между "поэтическим" и "историческим" описанием восстания? Насколько вы согласны с объяснениями автора? Как вы считате, могла ли политическая ситуация в которой была написана статья, оказать влияние на позицию Цветаевой? tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/pushkin-i-pugachev.htm
Домашнее задание на 15 сентября. #48-49 (c.71-80), # 56. п. 1 Внутренняя и внешняя политика императора Павла. Сравните политику Екатерины и Павла, выделите общие черты и особенности.
Практическое задание: сравните монеты Екатерины II и императора Павла (серебряные и золотые рубли)? В чем вы видите различия в политических и идеологических символах, изображенных на этих монетах? Какими политическими причинами можно объяснить изменения в монетах?Монеты можно увидеть здесь.
Домашнее задание на 19 сентября. Учебник "Всеобщая история" 10 кл. # 3 (c.267-272) "Век Просвещения", #5 (274-281), "Образование США". Декларация независимости США. Задание: 1) Докажите, что текст Декларации написан с позиций идеологии Просвещения; 2) Покажите как в тексте Декларации отражены конкретные исторические события второй половины XVIII в.; 3) Как известно Франция и Россия поддержали борьбу американских колоний за независимость. Почему монархи выступили на стороне республики?
Домашнее задание на 22.09. Учебник "Всеобщая история" 10 кл. гл.17 #1- 5 (с. 284-295). Французская революция: от штурма Бастилии к Империи. Я знаю, что турслет, но а) идут не все; б) учиться все равно надо всем. Урока не будет, но это не основание отказаться от домашнего задания. Учебник "Всеобщая история" Французская революция". Задание Прочитайте фрагмент из романа Л.Толстого "Война и мир" и выполните задание.
Д\з на пятницу будет отдельно.
Домашнее задание. 26 сентября. "Они промахнулись по мне в Париже, но попали в Петербурге", сказал Наполеон, услышав об убийстве императора Павла. Объясните эти слова. Как вы оцениваете заключение союза между Российской империей и наполеоновской Францией в 1800 г.? Это правильный политический шаг или политическая ошибка?
Домашнее задание. 29 сентября «Плач цветов и скорбящие ивы, последний прах кровавых битв в Северной Европе.
Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" о военных действиях 1805г. Вопросы к тексту. При выполнении задания необходимо использовать карту. Ответы на вопросы 4 и 5 надо доказать. Задание выполняем устно.
Домашнее задание 6 октября. Самостоятельно изучить войну четвертой коалиции и Тильзитский мир. Прочитать : 1) о внешней политике России; 2) Толстой о законах истории. Какие исторические события упоминаются в текстах? В чем с точки зрения автора причины участия России в наполеоновских войнах? Как, по мнению писателя, понимали эти события современники? В чем суть позиции историка (Л.Н.Толстого). Задание выполняется устно.
Домашнее задание на 10 октября: Внешняя политика России в 1807-1812 гг. выполнить задание . В какой исторической ситуации были созданы этот текст? Какую роль в политической жизни империи играли М.Сперанский и А.Чарторыйский? Какие они занимали позиции по внутриполитическим вопросам? В чем политический смысл советов Сперанского Александру I (по вопросам внешней политики)? Какую позицию по вопросам внешней политики занимал император (судя по письму А.Чарторыйскому)? Есть ли различия между позицией Сперанского и царя?Поводом к оставке М.Сперанского послужили обвинения в "шпионаже в пользу Наполеона". Как вы считаете насколько обсонованы были эти обвинения? При ответе я также советую обратить внимание на очень интересный фрагмент из воспоминаний генерала Еромолова (полный текст здесь). Напоминаю, что мы не успели разобрать взгляд Л.Н.Толстого на причины войны (это вопрос остался).
Домашнее задание на 13 октября. Внутренняя и внешняя политика России в 1600-1800 гг. Подготовиться к контрольной работе.
Домашнее задание на 17.октября. Как Л.Н.Толстой объясняет причины войны 1812 г. (по документу № 4).
Домашнее задание на 20 октября. Бородинское сражение в изложении Толстого. "Наполеон и Кутузов". Заполните таблицу по ходу Бородинского сражения: время суток, эпизод сражения, действия Наполеона (по тексту Толстого), действия Кутузова (по тексту Толстого), возможные действия Наполена и Кутузова (последняя колонка в таблице заполняется факультативно, но на оценку "отлично" нужна). Таблицу надо отправить по почте до 22.00 19 октября 2014 г. На уроке обсудим, что получилось.
Домашнее задание . Бородинское сражение в изложении Лермонтова. Какие эпизоды сражения упомнинаются в стихотворении? От чьего лица ведется повествование? Какой итог сражения по стихотворению? Кто победил? Партизанская война в 1812 г. Задание № 3. (вполняется устно)
Домашнее задание на 24 октября. Задание по документу выполняется письменно . Устно. "Березина". Толстой о завершении войны 1812
Домашнее задание на 31 октября. Подготовиться к самостоятельной работе по войне 1812 г. Работа включает задания типа А, В и С. А и В вы получите на уроке. Задание С
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Объясните смысл вопроса, который задает поэт и варианты ответа, которые он предлагает. Выберите один – два правильных ( с вашей точки зрения) варианта. Докажите свою точку зрения (необходимо привести не менее 2-3 аргументов).
Самостоятельная работа 10 ноября. Заграничный поход русской армии. Версальский мир. Самостоятельная работа по заданию № 4
Домашнее задание на 14 ноября. На уроке работа с фильмом С.Бондарчука "Ватерлоо". Кто, с вашей точки зрения, главный герой: Наполеон? Веллингтон? Как вы понимаете замысел авторов фильма: в чем причина поражения Наполеона? Задание № 6
К домашнему заданию на 17 ноября. Подготовиться к самостоятельной работе: Сравнение оценки правления Александра I в учебнике по истории и фильмах Л.Парфенова "Российская Империя" (2 части)
https://cloud.mail.ru/public/5c42747cad24/07.serija.Alexandr.1.chast.1.SATRip_BestVideo.avi
https://cloud.mail.ru/public/b29c20b9ad58/08.serija.Alexandr.1.chast.2.SATRip_BestVideo.avi
Домашнее задание на 21 ноября
Документ и задание. (Выполняется письменно). Необходимо выслать ДО 22.00 четверга 20 ноября.
Устно: По учебнику Сахарова: движение декабристов в историографии. Определите отношение к движению декабристов автора учебника.
Устно: Чаадаев писал: "великий государь, приобщая нас к своему славному предназначению, провел нас победоносно с одного конца Европы на другой; вернувшись из этого триумфального шествия через просвещеннейшие страны мира, мы принесли с собою лишь идеи и стремления, плодом которых было громадное несчастье, отбросившее нас на полвека назад".
Прочитайте фрагмент романа Л.Н.Толстого. На чьей стороне автор? (не выполняем)
Домшнее задание на 24 ноября. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина "Клеветникам России". Это произведение - литературный отклик на польское восстание 1830 - 1831 гг. Найдите материалы об этом историческом событии. Как вы считаете к какому идейному течению 30-40 гг. ХIX в. можно отнести это стихотворение? Согласны ли вы с позицией А.С. Пушкина? Можно ли считать это произведение актуальным? Докажите свою точку зрения.
В 1859 г. в Санкт-Петербурге был установлен памятник императору Николаю I. Какие эпизоды правления отражены на памятнике? Как вы считаете почему именно эти?
Домашнее задание на 28 ноября. Сахаров. # 60 (c. 172-173) "Теория официальной народности" и # 62. "Общественая жизнь России при НиколаеI". Проанализировать фрагменты документов № 1, № 2, № 3 и определить к какому идейному течению они принадлежат. На уроке мы вместе разберем несколько, а по остальным проведем самостоятельную работу.
Домашнее задание на 1 декабря. Проанализируйте спор А.С.Пушкина и П.Я. Чаадаева. Какую позицию защищают авторы? Какие аргументы приводят? Как вы считаете к какому направлению общественной мысли следует отнести каждого из мыслителей? Кто из них прав? Докажите свое мнение. Задание выполнятеся письменно.
Домашнее задание на 5 декабря. Подготовиться к самостоятельной работе: Сравнение оценки правления Николая I в учебнике по истории и фильмах Л.Парфенова "Российская Империя" (2 части)
https://cloud.mail.ru/public/f5dac93255ad/09.serija.Nikolaj.1.chast.1.SATRip_BestVideo.avi
https://cloud.mail.ru/public/1df7abbf0423/10.serija.Nikolaj.1.chast.2.SATRip_BestVideo.avi
Домашнее задание на 8 декабря. Революции 1848-1949. Луи Наполеон, Мацини, Гарибальди, русская армия в Венгрии.
Домашнее задание на 12 декабря. "Седлайте коней, господа! В Париже опять революция!" Император Николай I обратился с этими словами к гвардейским офицера, получив сообщение о февральской революции 1848 г. в Париже. Как вы понимаете его мысль? Революции 1848-1849 гг. по учебнику Всеобщей истории. Работа с документами: сравните тезисы "Манифеста Коммунистической партии" (К.Маркс и Ф.Энгельс). и фрагмент статьи русского революционера Александра Ивановича Герцена "О развитии революционных идей в России". Покажите, опираясь на текст влияние политического контекста (революция 1848-1849 гг.) на идеи авторов. Что общего между этими статьями? В чем различия между идеями авторов? В статье Герцена упоминаются Фурье и Сен-Симон. Выясните самостоятельно кто эти люди и почему они упомянуты в тексте.
Домашнее задание на 15 декабря. Крымская война. Подготовьтесь к самостоятельной работе по вопросам
При подготовке ответа можно использовать карты (см. на сайте)
Домашнее задание на 22 декабря.
1. На прошлом уроке мы остановились на вопросе: почему после падения Севастополя и взятия Карса правительство Александра II согласилось на переговоры о мире. Иной курс - затягивание войны - мог быть более успешным. Выскажите свое мнение об этом. Следует учитывать, что современники очень остро обсуждали этот вопрос. Существует версия о самоубийстве Николая I http://www.bibliotekar.ru/haron/84.htm. Есть исследования опровергающие эту точку зрения.
В этом контексте как вы понимаете и можете объяснить запись в дневнике А.Ф.Тютчевой "Говорят об отравлении, уверяют, что партия, враждебная войне, хотела отделаться от Императора, обвиняют Мандта (врач императора - Л.Н.), которому давно не доверяют, одним словом, тысячи нелепых слухов, какие часто возникают в моменты неожиданных кризисов, слухов, которым верят массы, всегда жадные до всего необычайного и страшного. Для них всё представляется возможным, кроме того, что действительно есть... Его убили... не столько война и её неудачи, сколько озлобление и низость не только его врагов, но и тех, в ком он видел своих друзей и соратников, на кого он считал вправе себя рассчитывать... Все последние акты его царствования, отмеченные печатью нерешительности и противоречий, свидетельствуют о мучительной борьбе, происходившей в душе этого человека, правдивого и благородного даже в своих заблуждениях". (А. Ф. Тютчева. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора. М., Захаров, 2008)
2. Высылаю работу известного современного историка Б.Н.Миронова "Социальная история России" (о Миронове можно прочитать здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F0%EE%ED%EE%E2,_%C1%EE%F0%E8%F1_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7. Прочитайте с. 387-408 (Освобождение крестьян). Особенно внимательно вывод "Почему крепостное право существовало так долго?" (с. 401-408). Как вы поняли основную идею автора?
II полугодие
Домашнее задание на 12.01. Прочитайте фрагмент манифеста 19.02.1861. Как определяет император причины отмены крепостного права. Сравните его версию и мнение автора учебника. Какие законодательные акты своих предшественников упоминает Александр II? Определите содержание крестьянской реформы по документу.
Домашнее задание на 19.01 Общественное движение в 60-ые гг. (Сахаров # 76, c.260-264). Анализ прокламации " «Молодая Россия», по следующим критериям: исторические и политические условия в которых появился текст; социально-политические цели авторов; на какие группы населения опираются, методы борьбы.
Московская открытая олимпиада по истории http://moshist.ru/
Олимпиада. "Музеи, парки, усадьбы" http://museum.mosolymp.ru/
Домашнее задание на 23.01. Учить с. 265-268 "Три течения в народничестве". Сравнить прокламацию "Молодая Россия" и «Программа Земли и Воли» 1876 г., по следующим критериям: исторические и политические условия в которых появился текст; социально-политические цели авторов; на какие группы населения опираются, методы борьбы. По всем этим позициям надо выделить общие черты и различия.
Вопросы к фрагменту письма Кибальчича в тексте документа. Проанализируйте программу "Земли и Воли". Докажите, что это программа социалистической и революционной партии. Как вы считаете, взгляды какого течения народников она отражает. Докажите свое мнение.
Для самостоятельной работы. "Катехезис революционера" и фрагмент из романа Ф.М.Достоевского "Бесы" (вопросы 1-3)
Домашнее задание на 26.01. Народничество 60-70-ых. Идеология и практика (Сахаров # 76 c. 264-270). «Письмо Кибальчича Александру III» (фрагмент 1). Сравните программу организации "Земля и Воля" и рассказ Кибальчича о событиях "хождения в народ". Как вы считаете соответствует картина, нарисованная Кибальчичем реальности?
Домашнее задание на 30.01 . Общественная борьба во второй половине 70-ых гг. ( Сахаров $77). Документы: «Программа Народной Воли», «Письмо Кибальчича Александру III» (фрагмент 2). 1) Как произошел переход народников к террору (как народники стали народовольцами)? 2) Какие конкретно террористические акции они организовали? 3) Ключевой вопрос: какую цель ставили руководители "Народной Воли", когда готовили убийство Александра II? Найдите ответ на этот вопрос автора учебника (с. 273-2745. 4) Как вы оцениваете этот ответ (точнее ответы, потому что в учебнике НЕ один ответ? Проверьте ответ(ы) Сахарова, используя документы и факты, изложенные в $ 77.
Домашнее задание на 6.02. Подготовиться к семинару: "Политическая борьба в правление Александра II".
Задание №. 1. Определите общие черты идеологии революционного народничества от А.И.Герцена к П.Н.Ткачеву. Какие индивидуальные особенности каждого мыслителя можно выделить?
Задание №. 2. Как менялась практика народнической борьбы? Какой мыслитель (идеолог) определял стратегию и тактику борьбы народников в 1874-1876, 1876-1878, 1879-1881 гг.? Докажите свое мнение.
Задание №. 3. Опишите деятельность различных политических лагерей (революционеры, либералы, консерваторы и правительство) в 60- нач. 80-ых гг. XIX в.
Деятельность революционных организаций (Сахаров с. 260-270, 272-275).
Либералы (Сахаров 271-272,), отношение к политике Лорис - Меликова (Сахаров с. 276).
Консерваторы (М.Н.Катков, К.П.Победоносцев)
Правительство (Сахаров 261-264, «проект П. А. Валуева» (Сахаров с. 275), деятельность Лорис-Меликова (Сахаров с.275-276).
Определите отношение к политике Александра II авторов учебника Сахарова.
Домашнее задание . Внешняя политика Александра II $ 72-73 (читать). 1) Сравните политический курс Александра II и завещание Петра Великого, которые мы изучали в сентябре? 2) Сравните основные направления внешней политики Александра II и его предшественников (Александра I и Николая I). 3) В какой степени можного говорить, что Александр II проводил традиционный внешнеполитический курс России?
Домашнее задание на 9.02. Дайте общую характеристику правлению Александра с позиций либерала, социалиста или консерватора. При ответе надо предусмотреть ответы на следующие вопросы:
- причины, по которым царь пошел на реформы,
- сильные и слабые стороны проведенных реформ, в интересах каких социальных групп проводились реформы,
- общая характеристика результатов реформ,
- общая оценка целей и результатов внешней политики,
- общая оценка целей и результатов деятельности революционеров.
Домашнее задание на 13.02. Экономическое развитие России в 1861 - 1900 г. $ 74-75, 78 (с.281-284) 79 (с.290-292). Карта № 16 (сравните с картами № 11,13). Определите регионы в которых в пореформеннй период происходило быстрое развитие капитализма в промышленности, в сельском хозяйстве? В чем причина этого? Определите регионы, которые переживали застой в развитии промышленности, сельского хозяйства? В чем причины этого? Сравните развитие промышленности и сельского хозяйства в первые два пореформенных десятилетия и в 1881-1900 гг. Определите общие черты и особенности.
Домашнее задание на 16.02. Сравнить интерпретацию экономического развития России в 60-90 гг. ХIX в. в марксистской теории и теории модернизации. Как вы считаете какая теория более точно объясняет экономическую ситуацию в России в правление Александра II и Александра III? Марксистская концепция есть в учебнике (споры об уровне развития капитализма в России: "полуколония", "средний уровень развития" и т.д.). Теория модернизации кратко.
Домашнее задание (пока не выполняем) . Контрреформы Александра III (Сахаров # 78, c. 284-287). Внешняя политика Александра III(, Сахаров # 78, c.287-290). Документ Франко-русский союз. В чем отличие между французским вариантом договора и окончательным текстом? Сравните внешнюю политику Александра III и его предшественников.Насколько оправдано считать Александра III "Миротворцем"?
Домашнее задание на 16 .02. "Проблема эсеров". Учебник История России (А.А.Левандовский) $3. Сравните письменно программу РСДРП и программу ПСР. Определите общие черты и различия. Можно ли считать партия эсеров (ПСР) продолжала "дело народников 60-70 гг. XIX века? Докажите свое мнение.
Домашнее задание на 20.02. Прочитайте фрагмент из работы Анны Гейфан (в настоящее время она считается ведущим специалистом по проблеме терроризма в России в начале ХХ века) . Фрагмент "Боевая организация" в главе 2 "Партия социалистов-революционеров и террор". Каких деятелей боевой организации упоминает историк? Какие террористические акты они совершили? Прочитайте характеристику партии эсеров в документе, ответьте на вопросы (устно). Документ принадлежит генералу А.Спиридовичу. Как вы считаете почему жандармский генерал считает главным врагом именно эсеров?
Прочитайте диплом А.Нарчук и ответьте на вопросы.
Сравнение программ РСДРП и ПСР.
Домашнее задание на 2 марта. Опишите события "Кровавого воскресенья" (9 января 1905) по документу. Руководитель манифестации рабочих священник Георгий Гапон составил петицию рабочих 9 января 1905 г. Как вы счиатете можно ли считать этот документ либеральным или революционным? Докажите свое мнение? Как можно объяснить мотивы Гапона? Учтите, что он был сторонником и сотрудником руководителя московской охранки С.А.Зубатова. О его деятельности рассказывает генерал Спиридович. Можно ли считать Гапона провокатором?
Домашнее задание на 6 марта.
Определите по учебнику события первой русской революции революции в январе - декабре 1905 г. (забастовочное движение, формирование рабочих Советов, восстания в армии и на флоте, декабрьское восстание и др). Манифест 17.10.1905. Насколько оправдано утверждение, что царь выполнил требования рабочих? Сравните положения Манифеста и требования политических партий в России (РСДРП, ПСР, Союза освобождения). Какие партии могли быть удовлетворены Манифестом, а какие нет и почему? В чем причина декабрьского вооруженного восстания?
Домашнее задание на 13 марта. # 5 (по учебнику Козленко и по учебнику Левандовского). Государственная Дума I и II созыва. Политические партии в России после 17.10.1905 (программа, стратегия и тактика, лидеры). Какие партии и почему участвовали или не участвовали в деятельности Госдумы в 1906-1907 гг.? Причины роспуска I Госдумы и II Госдумы. В чем разница между этими событиями? Почему во время работы Государственной Думы продолжались революционные выступления? Какие конкретно и чем они завершились?
Домашнее задание на 16 марта. Оценка итогов революции лидером ПСР В.М.Черновым. (письменно, вопросы в тексте). Цели и итоги первой русской революции. Определите причины революции 1905-1907 гг. Насколько результаты борьбы соответствовали целям революционеров? В чем причины успехов и неудач революционеров?
Домашнее задание на 20 марта. Государственная Дума III созыва.Оценка третьиюнской политической системы П.Милюковым (письменно).
Подготовиться к контрольной работе: "Политическая борьба в Российской империи 1900-1910 гг. ". Работа проййдет в форме теста ЕГЭ. Надо знать и быть готовым к анализу документов.
Домашнее задание на 30 марта.Самостоятельная работе "Убийство Солыпина". Три фильма в которых высказаны РАЗНЫЕ версии событий в Киеве 1 сентября 1911 года. Опишите три разных интерпретации событий 1 сентябя 1911. Приведите не менее двух фактов (по некторым версиям можно больше), подтверждающих каждую версию. Какая версия кажется вам наиболее убедительной. Объясните почему.
Фильм Леонида Млечина
http://www.youtube.com/watch?v=zi94jayXa_Y
Фильм Марка Авербуха (НТВ, 1996)
http://video.mail.ru/mail/genavertolet/25183/27643.html
Интервью с Юрием Левенцом.
http://www.youtube.com/watch?v=jvPylykC7qU
Домашнее задание на 3 апреля. Подготовиться к контрольной работе. Россия в 1896-1914 гг.
Домашнее задание на . Сборник "Вехи". Статья Петра Струве "Интеллигенция и революция" (фрагмент). Вопросы: Какие исторические события и лица упоминаются в статье (следует обратить внимание не только на события отечественной истории)? Какую политическую позицию занимает автор? Докажите свое мнение, опираясь на текст документа. Какую филисофскую позицию отстаивает автор? Какие факты и аргументы он приводит в поддержуку своей политической и философской позиции?
Статья П.Б.Струве "Интеллигенция и революция". Вопросы: 1) Струве о событиях XVI-XVIII вв. и роли казачества в русской истории. В чем отличие между "двумя революциями казачества"? Соответсвует ли его интепретация событий историческим фактам? 2) Русская интеллигенция как социальная группа и духовное явление в XIX в. 3) Идейно-политическая роль русской интеллигенции в революции 1905-1907 гг. 4) Особенности российской истории (в сравнении с событиям европейской истории).
Домашнее задание на 6 апреля.
Россия перед Первой Мировой войной. Заседание правительства 31 декабря 1913 г. и 8 февраля 1914 г.: мемуары П.Н.Милюкова, С.Д.Сазонова и кайзера Вильгельма II (фрагменты). Какие вопросы обсуждались на заседании правительства в начале 1914 г.? Какая позиция была упремьер-министра В.Н.Коковцева, министра иностранных дел С.Д.Сазонова и военного министра В.А. Сухомлинова? Какое политическое значение имела отставка Коковцева в этой ситуации? Как оценивал готовность России к войне военный министр? Что означает фраза Милюкова "Русская боевая колесница переходит в новый, решающий год с притушенными фонарями, но и с удалением из правительства главного фактора мира".
Россия перед Первой Мировой войной. Пранализируйте статистические данные и мнение историка Б.Танкман. Как с вашей точки зрения можно оценить готовность России в Первой Мировой войне? Какие решения принимались русским правительством в рубеже 1913-1914 гг. (речь идет о совещаниях 31 декабря 1913, отставке Коковцева и совещании 8 февраля 1914 г.). Как эти решения вписываются в контекст российской внешней политики XVIII-XIX вв.? Как определены задачи России в "Завещании Петра Великого" (помним, что это "апокриф")? Какие реальные шаги на "южном" и "восточном" направлении (Черное море, Кавказ и Закавказье, Балканский полуостров, Средняя Азия) предпринимала Россия в XVIII-XIX вв.? К каим это привело результатам? Иными словами повторяем внешнюю политику России.
Домашнее задание на 10 апреля.Ознакомьтесь с дипломом Екатерины Оловенцовой (можно также посмотреть текст выступления). Ответьте на вопросы: а) как оценивают историки влияние императрицы на политику? Какие есть точки зрения по этому вопросу? б) как традиционно историки аргументируют свою позицию? в) на какие источники опирается Оловенцова? Чем отличаются ее выводы? г) выскажите свою точку зрения по этому вопросу.
Домашнее задание на 13 апреля. Подготовиться к самостоятельной работе. "Глупость или измена". Прочитайте речь Милюкова 1 ноября 1916. Обратите внимание на оценку самим Милюковым этой речи в частном письме спустя год. Кроме того прочитайте оценку Милюковым своей речи в мемуарах 1943 года. Как вы считаете какова основная мысль речи? Какое место кажется вам самым важным с политической точки зрения? Как объясняет и как оценивает Милюков свою речь в 1918 и в 1943 гг.? Есть ли различия и в чем они?
Домашнее задание на 17 апреля. События 16 декабря 1916 г. Посмотрите фильм "Распутин" (серил 2014 г, с В.Машковым, 8 серия). Какие действующие лица в фильме? Какую политическую роль они играют с событиях 1916 - 1917 гг.? Трансформированы ли в фильме исторические события в соответствии с авторским замыслом? Докажите свое мнение.
Домашнее задание на 24 апреля. Марксисткое понимание истории (кратко). Проанализируйте внутреннюю политику Российской Империи в XVIII-XIX вв.: указ о единонаследии "Манифест о вольности дворянства", Жалованная грамота дворянству", указ о трехдневной барщине, указ о вольных хлебопашцах, реформа государственных крестьян при Николае I, аграрная реформа Александра II, аграрные мероприятия Александра III, столыпинская аграрная реформа. В интересах каких классов проводились эти реформы? Можно ли утверждать, что внутренняя политика отражала интересы феодалов? Докажите свое мнение.
Домашнее задание на 27 апреля. Проанализируйте эволюцию политической системы Российской империи в XVIII - XIX вв.: государственные реформы Петра I, изменения в политичекой системе в эпоху дворцовых переворотов, реформа управления М.Сперанского, изменения в политической системе при Николае I, реформы Александра II (судебная, земская, городская, военная), реформы Николая II. В интересах каких классов проводились эти реформы? Можно ли утверждать, что внутренняя политика отражала интересы феодалов? Докажите свое мнение.
Домашнее задание на 8 мая. Перечислите основные войны, которые вела Россия в в XVIII-XIX вв., какие мирные договора в итоге были заключены, на каких условиях? Проанализируйте внешнюю политику Российской империи в XVIII-XIX в. В интересах каких классов проводилась эта политика? Можно ли утверждать, что она отражала интересы феодалов? Докажите свое мнение.
Домашнее задание на 15 мая. История освободительного движения в России. Прочтите статью В.И.Ленина "Памяти Герцена". Как Ленин описывает и объясняет духовную эволюцию Герцена? Что означают фразы: "декабристы разбудили Герцена", "духовный крах Герцена", "Герцен спас честь русской демократии"? Какие этапы в развитии освободительного движения выделяет Ленин? Как он характеризует и как объясняет особенности каждого этапа?
Практика в июне. Темы для курсовых работ и критерии оценки.