Наумов Леонид Анатольевич 8804

Задания для 10 класса 2017-2018

Россия и Первая Мировая война  Лекция 2 сентября  Посмотрите два материала видеоурок  и видеолекцию А.В.Шубина "Россия в I Мировой войне". Д/з. на 4.09. Вопросы 1-5. (выполнятеся дома, проверяем на уроке).   (Учебники. Шестаков #8 и 9 (с. 65-66) , Козленко #8-9. 

1. Составьте таблицу "Основные сражения Первой Мировой войны на Западном фронте, Восточном фронте, Балканском пол-ве и Ближнем Востоке (включая Закавказье)".
2. Политические партии России отнесли к по-разному к участию России  Первой Мировой войне. Объясните различия между позицией большевиков ("пораженцев") и других политических сил. В чем причина конфликта между либеральным и монархическим лагерем в 1915 году? 
3. Какое новое явление в политической жизни России характеризует появление "Прогрессивного блока"? 
4. В чем причина появления документа о целях России в войне (Козленко с.82-83)?
5. Авторы учебников обсуждают "проблему характера" войны. Можно  ли, вслед за Лениным" считать ее "империалистической"? Насколько правы те, кто считает войну Отечественной? Докажите свое мнение используя не менее двух аргументов.
 
 Задания 6-8
6. В учебнике Козленко (с.89) обсуждается "проблема Распутина". Как вы считаете что было оновной причиной политического кризиса 1916 года: положение на фронте, экономиченские трудности или недовольство общества "влиянием темных сил" на правительство.  Приведите не менее двух аргументов в защиту своего мненияю
7. Ряд западных историков считает, что началом революции были события 16 декабря 1916 года (убийство Распутина). Согласны ли вы с этой оценкой?
Февральская революция.8. Шестков.# 9 (с. 66-70. Февраль), 10. c. 71-75. Шестаков # 11-12 c. 76-94,  Козленко № 10 с. 91-102. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧЕСТЬ! Лекция А.В.Шубина Февральская революция
Проанализируйте Декларацию Временного Правительства от 3 марта 1917 года http://storyo.ru/munchaev/146.htm

Определите какие политические партии представлял министры? Программу каких политических сил отражает Деклрация. Изучите текст Приказа № 1 (документ). Какую оценку дают авторы учебников  этому документу?

Посмотрите фильм "Дело генерала Корнилова" (с 3 минуты).  Опишите события "корниловского мятежа" (по датам)
https://yandex.ru/video/search?filmId=597174697415696473&text=%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2&family=yes&reqid=1504710590507717-1220174734150214747632246-sas1-5648-V

Задание  Козленко с. 102 задания 2,3,4,5,6.  Россия от Февраля к Октябрю 1917  Шестаков с.87-95. Лекции А.В. Шубина № 1 и № 2

Задание  Культурно-исторический стандарт.

Задание на 15.09.  Октябрь 1917. Шестаков # 13-14 (с. 95-102), Козленко # 11.

Составьте рассказ о событиях октября 1917 года на основе трех источников: фрагменты мемуаров А.И.Деникина, А.Ф. Керенского и Л.Д.Троцкого. Ваша задача состоит в том, чтобы в Вашем тексте а) была отражена информация всех трех источников; б) были показаны и объяснены различия в интепретации событий либералом (Деникин), эсером (Керенский) и большевиком (Троцкий); в) была предложена авторское (т.е. Ваше) объяснение причин успеха большевков осенью 1917 года.

Как первоначально отнеслось руководство большевиков к ленинской идее вооруженного восстания? Чем это объяснить? Какова роль Троцкого в события осени 1917 года? Чем объяснить рост влияния этого политика?

Как и почему автор учебника оценивает содержание Декрета о земле? Согласны ли вы с его оценкой?

Чем отличается захват власти большевиками в Петрограде от аналогичного процесса в других регионах страны? 

Подготовьтесь к контрольной работе по теме Россия от Февраля к Октябрю 1917 года.
За базу берем текст учебника (с.91-106), используем вопросы на с. 102-103, документы учебника и документы домашних заданий.
Как дополнительную информацию можно использовать лекции А.В. Шубина на сайте РВИО (там по этой теме 4 лекции)
 

Задание на 18.09. Политика СНК зимой - весной 1917-1918 гг. Брестский мир.  Козленко 110-114.

Устно:  Как вы понимаете фразу философа Федора Степуна "Октябрь родился не после Февраля, а вместе с ним, может быть даже раньше его" 

В чем суть разногласий в руководстве РСФСР по вопросу о мире с Германией? Чем отличается версия событий в изложении Л.Д.Троцкого от весрии авторов учебника? К каким последствиям привело заключение Брестского мира, считаете ли Вы оправданым этот мир?

Письменно: Вопросы в тексте рассказ Троцкого о борьбе вокруг Брестского мире  

Прочитайте послание патриарха Тихона от 19 января 1918 г. В чем причина критического отношения патриарха Тихона к политике  советского правительства?

 Задание на 22.09

Учебник # 12-13 "Гражданская война". Прочитайте фргамент из книги Льва Троцкого "Моя жизнь" (т. II, гл. XXXVII "Военно-стратегические разногласия".) Письменно ответьте на вопросы:

1) Какую должность занимал Л.Троцкий в годы гражданской войны, какую политику он проводил (обратите внимание на вопрос о "военспецах");2) Сравните методы, которые применяли большевики при создании Красной Армии и Приказ № 1 Петроградского совета в 1917 году. Почему изменилась позиция революционреов? 3) Какие события гражданской войны  описаны в этой главе мемуаров Троцкого? Насколько интепретация событий совпадает с интерпртацией авторов учебника? 4) Какие события не попали в мемуары? Как Вы считаете почему так произошло? Если потребуется то используйте при ответе другие части этих мемуаров.

2) Устно обращение патриарха Тихона к годовщине Октября. Сравните два обращения патриарха (январь 1918 и октябрь 1918). Изменилась ли позиция главы Русской Православной Церкви и в чем? Как Вы можете объяснить изменения (если они были)?

Задание на 25.09. 

Надо а) повторить к уроку все устные вопросы, которые были к 18.09 и 22.09 (мы их не разбирали на уроках, теперь разберем)

б) прочитать фрагмент мемуаров  Евгения Николаевича  Трубецкого (нужна глава IX "Политическая атмосфера и политика добровольческой армии"). Е.Н. Трубецкой представитель знаменитого княжеского рода Трубецких, профессор МГУ, до революции кадет, а после 1917 года - один из активных деятелей белого движения. На уроке будем работать с этим документом
 

Карта гражданской войны (есть в учебнике Козленко и на сайте в разделе Карты). Внимательно изучить и подготовиться к тому что вы найдете линии Западного, Восточного и Южного фронта в 1918, 1919 и 1920 гг.  Восстание чехословацкого корпуса, мятеж левых эсреов, оборона Царицына, наступление Колчака, наступление Деникина, наступление Юденича, наступление Врангеля, война на Дальнем Востоке, советско-польская война.

Периодизация гражданской войны. Козленко с. 115. Шестаков. вопрос  2 с. 131. 

Задание на 28.09

Причины победы красных. Козленко с. 127-130,  Шестаков. с.130-131. Сравните позицию авторов учебников. Определите общие моменты и различия. Чья позиция кажется вам более убедительной? Приведите аргументы.

Работа с фрагментами романа М.Шолохова "Тихий Дон". Вопросы в тексте.

Задание на 3-13.10

 I. Тема занятия. "Переход к новой экономической политике". Козленко. # 14 (c.141-144), Шестаков # 18. c. 132-142. Лекция А.В. Шубина "Переход к НЭП"

Вопросы  к теме. Ответьте письменно на любые два вопроса и на "итоговый вопрос"

1. В чем заключались причины кризиса политики «военного коммунизма»?
2. Почему план ГОЭЛРО был разработан и принят именно в 1920–1921 гг., а не раньше и не позднее?
3. Почему вопрос о профсоюзах стал центральным для коммунистов именно в конце 1920 г.?
4. Почему новый подъем восстаний против коммунистов начался именно со второй половины 1920 г. и достиг своего пика в 1921 г., а не раньше?
5. С какими требованиями выступали лидеры крестьянских восстаний?
6. Почему Ленин считал, что в 1921 г. большевики столкнулись с самым серьезным кризисом советской власти?
7. В чем причины поражения восстаний 1921 г.?
8. Какие требования восстаний 1921 г. были учтены при переходе к НЭПу, а какие — полностью отвергнуты коммунистами?

"Итоговый вопрос". Какие задачи Российской революции были осуществлены на практике, а какие — нет?

II. Лекция А.В Шубина  НЭП.

Вопросы к лекции. Ответьте письменно на три  (любых) вопроса и все на "итоговый вопрос"

1. Почему НЭП, сначала принятая как кратковременная «передышка», превратилась в долгосрочную программу строительства социализма?
2. Почему НЭП дала положительные экономические результаты в 1922 г., но затем столкнулся с кризисом?
3.  В чем заключались основные направления строительства социализма, предложенные Лениным в последних письмах и статьях?
4. Почему Ленин, в 1922 г. поддержавший назначение Сталина на пост Генерального секретаря, через несколько месяцев предложил снять его с этого поста?
5. Почему Н. Бухарин боролся против Л. Троцкого?
6. Почему у Советского государства не хватало средств для осуществления планов индустриализации?
7. Почему даже, когда Троцкий и его сторонники оказывались правы, они все равно терпели поражение в партийных дискуссиях?
8. Чем отличались друг от друга социально-экономические отношения НЭПа и Российской империи? Укажите общие черты, объединявшие их?

"Итоговый вопрос": Есть несколько точек зрения но смысл политики НЭП : а) "НЭП - это всерьез и надолго"; б) "НЭП - временное отступление и передышка перед новым штурмом"; в) "НЭП - политика реставрации капитализма". Приведите аргументы в защиту каждой точки зрения. Какая точка зрения кажется правильной. Почему?

 Козленко # 14 - 15.  Образование СССР.  Какие разногласия возникли при образовании СССР?   Прочитайте документы  В.И.Ленин "Письмо к съезду", В.И.Ленин "К вопросу о национальностях или об "автономизации".  В начале 2016 года президент РФ В.В.Путин высказал свое отношение к дискуссии Ленина и Сталина об образовании СССР.

Фрагменты мемуаров Бориса Бажанова. Это секретарь Сталина, который в 1928 г. бежал из СССР. Фрагменты "Ленин", "Завещание Ленина", "Завещание Ленина и XIII съезд РКП (б)", "Лидеры коммунистической партии".
Выясните как организовано политическое руководство СССР в начале 20 ых гг.: как соотносятся между собой Политбюро ЦК РКП (б), Центральный Комитет  РКП (б)? ВЦИК? СНК?
Каких лидеров партии называет Ленин, чем отличается его характеристики от характеристик Б.Бажанова? Какие должности они занимали в начале 20-ых гг.?
Опишите ход внутрипартийной борьбы в руководстве большевиков в 1921 - 1923 гг. по документам (по годам, какие вопросы обсуждались). Какова судьба "Политического завещания Ленина"?
Конституция 1924 г. Что у нее общего с  конституцией 1918 г. и в чем отличия? Какие новые органы государственной власти появились? Нарисуйте схему политической системы СССР.
"Кризисы НЭПа" и политическая  борьба в СССР в 20- ые гг. В чем причины  победы Сталина во внутрипартийной борьбе в 20-ые гг.? Попытайтесь определить есть ли причинно-следственая связь между приходом Сталина к единоличной власти (устранением Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова) и отказом от политики НЭПа? В какой степени "кризисы НЭПа" способствовали победе Сталина? Победа Сталина привела к отказу от НЭПа?
Сравнение событий  Великой Французской революции и событий революции 1917 года и гражданской войны и послевоенного развития СССР.
 
При выполнении этой работы надо учитывать несколько требований:
1. Хронологические рамки. События во Франции 1789 - 1799 (заканчивая переворотом 18 брюмера). События в России: 1917 - 1927 
2. Необходимо показать общие черты двух революционных процессов и различия. Выделить общие черты и различия в социально-экономической, политической и культурной области.
3. Объяснить различия, опираясь на формационную теорию (К.Маркс) и теорию стадий роста (У. Ростоу). Можно также использовать цивилизационный подход.
4. Как и при выполнении работы по Смуте не нужна излишняя детализация исторических событий. Вы опираетесь на  знание исторических фактов, но не стремитесь продемонстрировать объем Ваших знаний (последнее проверяется при проведении контрольных и диагностических работ).
 
Портреты революционеров
Это небольшие фрагменты исторических сюжетов, которые В.Н.Рудаков делал для программы Прстскриптум". Объединим их общим названием "Портреты революционеров". 
- Яков Блюмкин
- Борис Савинков
- Феликс Дзержинский
- Михаил Тухачевский
- Камо
- Котовский
- Лариса Рейснер
- Розалия Землячка
- Александра Коллонтай
- Троцкий (этого фрагмент по ссылке)
Всего сюжетов 11, потому что "Блюмкин" в двух вариантах. Они объединены в три группы: 
 "Лидеры":Троцкий, Савинков, Дзержинский);
 "Исполнители" (в передаче "Авантюристы"): Блюмкин, Камо, Котовский; "Исполнители" (в передаче названы"Фурии": Рейснер, Коллонтай, Землячка).
Задание
1. Выделите общие черты каждой группы ("Лидеры", "Исполнители", "Исполнительницы") и выберите в каждой группе наиболее интересный, с Вашей точки зрения, персонаж. Объясните почему выбрали именно этого человека.
2. Опишите связи между Троцким, Савинковым, Дзержинским, Блюмкиным, Рейснер. Что общего у этих людей и какие между ними были противоречия?
3. Попытайтесь реконструировать образ Ленина. Каким был вождь революции, если его помощники были Троцкий, Дзержинский, Коллонтай, Землячка, Рейснер и другие. 
4. Если хотите, можете подготовить макет сценария такого же фрагмента для передачи Постскриптум о Ленине. Попробуем его снять, если получится хороший сценарий:))
Последнее  задание (макет сценария) выполняется факультативно и может быть выполнено коллективно.
 
Когда будете выполнять задание N 3 "Образ Ленина" советую использовать фрагмент из книги Герберта Уэллса "Россия во мгле". 
Герберт Уэллс знаменитый английский писатель - фантаст ("Человек - невидимка", "Война миров", "Машина времени" и др.), по мотива его книг сняты фильмы, он  приезжал в Советскую Россию в 1920 г. и встречался с Лениным. 
Вам в первую очередь нужна глава N  6 "Кремлевский мечтатель" http://lib.ru/INOFANT/UELS/russia.txt
Хотя никакого вреда не будет, если прочитаете всю книгу: яркие и живые зарисовки, читается легко. Следует учитывать, что по своим политическим взглядам Уэллс - социалист, близок к нашим меньшевикам. Себя он обычно назвал коллективистом.
В любом случае "Россия во мгле" - хрестоматийное произведение.

"Советское экономическое чудо" в 30-ые гг.

На дом прочитать учебник # 17-18 Модернизация экономики и обороннй системы
и посмотреть два фильма.
Первые пятилетки
Эпоха индустриализации
На уроке вы  подготовите обоснование преимуществ советской модернизации (ПОКА ТОЛЬКО ПРЕИМУЩЕСТВ) . Подчеркну, что эта работа выполняется на уроке (то есть это микро-сочинение - 600 - 800 слов), поэтому необходимо выбрать САМОЕ главное.
 
 
Посмотрите два фильма. Про великую депрессию и про приход к власти Гитлера
 
 
Какие новые вызовы и какие новые возможности для Советского Союза создавали эти события (укажите не менее трех вызовов и не менее трех возможностей)?
 
 Козленко # 19 (с.186-192)  Вопросы: 1) Причины массовых репрессий по мнению авторов учебника?  2) Перечислите основные "показательные процессы" 1928-1938 гг. (вы должны назвать 7-8 "показательных процессов")? 3) В чем разница между репрессиями 1928 - 1932 гг. и 1935-1938 гг. с точки зрения целей и социальных групп, по которым которым наносился удар? 4) Как изменился характер репрессий при Ежове? 
 "Дело Тухачевского". Прочитайте два адокумента. Рассказ Н.С.Хрущева о событиях 1937 г.  и рассказ А.Орлова о "заговоре Тухачевского". Подробная биография Орлова в Википедии здесь.
Сюжет в Постскриптуме о деле Тухачевского . Совпадает ли мнение авторов с той информацией, которая есть в источниках? Согласны ли Вы с мнением авторов? Почему авторы этого сюжета дают именно такую интерпретацию сообщениям Хрущева и Орлова?
 
Высылаю октябрьской номер журнала "Историк". Его почти полностью готовили педагоги и выпускники нашей гимназии: кроме Рудакова  и Наумова, в номере материалы Арсения Замостьянова ( выпуск 1994) Дмитрия Карцева (Дмитрий Пирин), выпуск 2003 и Людмилы Лягушкиной (выпуск 2007).
Мы будем работать с ним еще два урока. Задание на 1.12. по статьям "Импровизация вождя" и "Другой 1937 год" выбрать самые важные (не менее пяти), с Вашей точки, зрения события 1937-1938 гг.  Обоснуйте свой выбор (и не забудьте про сноски:  "Историк" № 10, 2017 и номер страницы)/
 
Посмотрите статью, в которой характеризуются репрессии второй половины 30-ых. Как вы считаете совпадает ли мнение Наумова и мнение авторов учебника Шестакова?  http://www.rg.ru/2010/07/08/naumov.html  Укажите  не менее двух  "разногласий".
 Высылаю октябрьской номер журнала "Историк". Его почти полностью готовили педагоги и выпускники нашей гимназии: кроме Рудакова  и Наумова, в номере материалы Арсения Замостьянова ( выпуск 1994) Дмитрия Карцева (Дмитрий Пирин), выпуск 2003 и Людмилы Лягушкиной (выпуск 2007).
Мы будем работать с ним еще два урока. Задание на 1.12. по статьям "Импровизация вождя" и "Другой 1937 год" выбрать самые важные (не менее пяти), с Вашей точки, зрения события 1937-1938 гг.  Обоснуйте свой выбор (и не забудьте про сноски:  "Историк" № 10, 2017 и номер страницы). 
 

1.       Продолжаем работать  с материалами журнала "Историк".

1. Прочитайте статью В.Н. Рудакова (первая в номере). Выделите основную мысль автора и подтвердите ее цитатой (не забываем про сноски)
2. Дайте свой ответ на вопрос, который поставлен в этой статье: "победитель" или "тиран". Приведите аргументы, опираясь на статистические данные, которые есть в статье Рудакова, материалы статьи Л. Лягушкиной "Портрет напрасной жертвы, Ж. Артамоновой "Признания партийных бонз " и о Ежове. Нужно не менее трех аргументов. Можно использовать и другие материалы для обоснования своей позиции ( другие источники информации, и  статьи из этого журнала). Иными словами в защиту своей позиции Вы можете брать информацию из любых источников, только не забываем про ссылки.
Объем работы в пределах 600-800 слов (можно меньше), нужна Ваша позиция и аргументы.
Кстати обратите внимание на список московских процессов в номере

 

Творческая работа. 
1. Охарактеризуйте социально-экономический и политический строй СССР по Конституции 5 декабря 1936 года.
Текст Конституции можно посмотреть здесь
2. Опираясь на материалы учебника (Загладин, Козленко), определите отражал ли основной закон страны реальные социально-экономические и политические отношения?
Сделайте вывод: можно ли считать "Союз Советских Социалистических Республик социалистическим государством рабочих и крестьян" (ст.1 Конституции СССР).
Можно использовать любые источники, но НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО СНОСКИ (в том числе сноски на текст документа).

 

 

Внешняя политика СССР в 30ые гг. Лекция А.В.Шубина

# 21 (Козленко) Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930ых гг. Как вы считаете какие цели преследовала внешняя политика СССР (укажите не менее двух целей)? Подтвердите это фактами (не менее двух фактов для каждой цели). Сравните внешнюю политику СССР в Европе и Азии. Определите общие черты (две общих черты) и отличия  (не менее двух отличий).

 

 Задание на 30.11. Лекция А.В.Шубина "Загадка 22 июня" . Шестаков # 29-30, Козленко # 21-22. Внешняя политика СССР в 1938-1941 гг. Определите причины подписания советско-германского пакта о ненападении ("пакта Молотов - Риббентроп"). Выедлите не менее трех причин. Текст секретного протокола есть в учебнике Козленко (и здесь). Определите последствия подписания пакта Молотов - Риббентроп. Выделите не менее трех положительных последствия (для СССР) и не менее трех отрицательных последствий (для СССР). Чем отличаются оценки пакта Шестаковым и Козленко?
 
Домашнее задание на 1.12. СССР накануне 22 июня 1941 г.  Великая Отечественная война: планы сторон, соотношение сил. Дайте оценку военно-стратегическому потенциалу СССР накануне Великой Отечественной войны. Выделите показатели по котором СССР превосходил фашистскую Германию (укажите не менее четырех). Определите области в которых Германия обгоняла СССР (укажите не менее трех).
Шестаков с.218-228 (не пропустите оценку военного потенциала СССР на с. 227!), Козленко с.211-222 (обратите внимание на дискуссию на с. 221-222).
 
Домашнее задание на 7.12. Козленко # 23-24, Шестаков  с. 226-240, # 31-32 ("Срыв планов молниеносной войны" и "Решающие битвы"). Укажите основные военные операции 1941 года (не менее четырех) и  1942 года (до 19.11.1942) года (укажите не менее четырех).
Определите причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г. Выделите не менее четырех причин.
Московская битва. Укажите причины успеха Красной Армии (выделите не менее трех причин), определите значение Московской битвы (укажите не менее четырех последствий). Выделите причины неудач летом 1942 года (укажите не менее  двух причин).
Тренировочная работа В.24 (по сборнику)
 
Домашнее задание на 8.12. Тренировочная работа № 23 по сборнику. На уроке диагностическая работа
 
 Домашнее задание на 11.12. Козленко # 25-26, Шестаков # 32-33. Великая Отечественная война с 19 ноября 1942 г. по 9 мая 1945 г. Выделите этапы (два этапа), определите ключевые сражения на каждом (!) этапе.
Определите причины коренного перелома в ходе войны. Чем отличается "коренной поворот" в ходе войны (Московское сражение) от "коренного перелома" (Сталинград, Курск, Днепр).
"Десять сталинских ударов" - какие военные операции получили такое название? Найдите их на карте.
 
Домашнее задание на 14.12. Тренировочная работа В - 23 ( по сборнику)
Домашнее задание на 15.12. Великая Отечественная война: на оккупированной территории и в советском тылу.  Шестков (# 32 "Коллабрационизм", # 33 "На оккупированной территории", "Роль советского тыла"). Козленко # 23-24. "Оккупационный режим на советской территории", "Партизанское движение", "Все для фронта, все для победы").
Работаем с журналом "Историк"
Берлинская операция. "Последняя битва войны".
Домашнее задание на 18.12. Тренировочная работа. (В.22 по сборнику)
Домашнее задание на 21.12. Великая Отечественная война. Урок обобщения
Домашнее задание на 22.12. Диагностическая работа
Домашнее задание на 25.12. Диагностическая работа.
Работаем с журналом "Историк".
Споры о потреях в войне. "Горькая правда потерь".
 
Домашнее задание январь   СССР в 1945-1953
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ Козленко # 28-29, Шестаков # 34-38. Это сначала внешняя политика СССР и "холодная война" (то, что мы разбирали на уроке), затем внутренняя политика руководства СССР в 1945-1953 гг. На уроке сначала разбираем ключевые события, затем (на 5-м уроке) мы напишем работу в формате задания С ЕГЭ по этому периоду.
 
Домашнее задание на  18 января . Смерть Сталина. Документ "Мемуары Н.С.Хрущева о событиях 1 марта 1953 г.". Фильм о событиях 1 марта. "Кремль - 9. Свидетели".
Можно также использовать главу "1 марта 1953 г."
 
ХХ сьезд КПСС.
 
1. Как историк описывает борьбу в 1956 вокруг доклада Хрущева? Приведите не менее трех фактов
2. Как историк оценивает содержание доклада? Приведите не менее двух утверждений?
3. Как историк оценивает историческое значение доклада. Приведите не менее двух утверждений
4. как историк оценивает роль Хрущева в репрессиях? Какие аргументы он приводит?
5. Какие направления репрессий были реализованы в 1920-1940 ые гг.? О каких шла речь в докладе Хрущева? Какие остались "за скобкой"? Почему?
 
 Международные отношение и внешняя политика СССР в 40-60ые гг. Лекция А.В. Шубина "Холодная война"