Наумов Леонид Анатольевич 3981

История Углубленный курс (Версия 2016-2017)

Планирование (примерное) курса.

 

Схема оценки

1. Дунайская война. Внешняя политика Святослава. Дунайская война
№ 8 ПВЛ о событиях 964-969 гг.
№ 9 ПВЛ о событиях 971-972 гг.

При выполнении заданий надо использовать рассказ византийского историка Льва Диакона о Дунайской войне.
1) Сравните описание событий 964-972 гг. в учебнике и в документе. Определите общие черты и различия
2) Определите цели внешней политики Святослава
3) В чем смысл спора княгини Ольги и князя Святослава
4) Как вы считаете, кто победил в Дунайской войне. Сравните свой вариант ответа с мнением автора учебника.

 Задание № 1 (Выполняется дома, проверяется на зачете по истории).Пока (!) не выполняем

Внимательно изучите карты (сохраните их на своем компьютере)
 а) "Древность", б) "Греческая колонизация", в) "Раннее средневековье", г) "Восточная Римская империя"
Найдите/Отметьте на карте (подчеркните и т.п.) исторические события, которые изложены в параграфах 1-4.(Учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов История России с древнейших времен до конца XVII века) 10. М.2006

Задание № 2Выполняется письменно 

Изучите документ "Повесть Временных лет о начале славянской истории". Что общего и в чем отличия между историческим источником (Повесть Временных лет) и мнением историка (А.Н.Сахарова История России, # 4): а) "родословная" славян, б) исторический и политический контекст появления славян на страницах мировой истории в) исторический и политический контекст появления первых славянских государств. 

Задание № 3
Изучите документы 
№ 1 Повесть временных лет  (ПВЛ) о событиях 859-866 гг.

№ 2 ПВЛ о событиях 879-903 гг.

Определите: а) как определяет автор ПВЛ понятие "варяги"; б) как менялись границы древненрусского государства; в) какой год (с Вашей точки зрения) целесообразно считать датой образования древнерусского государства? Докажите свое мнение. 

Задание N4 

№ 3. ПВЛ о событиях 907 г.
№ 4. ПВЛ о событиях 941 г.

№ 5. ПВЛ о событиях 944 г.
№ 6 ПВЛ о событиях 945-947 гг.
№ 7. ПВЛ о событиях 955 г.
1) Опишите внешнюю политику Олега и Игоря. Определите общие черты и различия. 2) Опишите внутренню и внешнюю политику княгини Ольги. Сравните политику Игоря и Ольги. Определите общие черты и различия.

Задание № 5. Внешняя политика Святослава. Дунайская война

№ 8 ПВЛ о событиях 964-969 гг.
№ 9 ПВЛ о событиях 971-972 гг.

При выполнении заданий надо использовать рассказ византийского историка Льва Диакона о Дунайской войне.
1) Сравните описание событий 964-972 гг. в учебнике и в документе. Определите общие черты и различия
2) Определите цели внешней политики Святослава
3) В чем смысл спора княгини Ольги и князя Святослава
4) Как вы считаете, кто победил в Дунайской войне. Сравните свой вариант ответа с мнением автора учебника.


Задание № 6. Князь Владимир. Учебник Сахарова. # 8. 
Определите причины (политические, духовные) принятия христианства князем Владимиром. К каким последствиям это привело? Вопрос № 5 (с. 74-75 учбеника А.Н.Сахарова)Подготовиться к контрольной работе. "Киевская Русь в 862-1054 гг."

 Прочитайте фрагмент летописи о событиях 1071 г. Посмотрите диплом  Дарьи Будановой с анализом этих событий
 http://old.gym1505.ru/node/7511
Как вы поняли основной вывод исследования? Согласны ли вы с этим выводом? Докажите свою точку зрения.
№ 10 ПВЛ о событиях 1071 г.


Задание № 7. Распад Древнерусского государства
№ 11 ПВЛ о событиях 1054 и 1097 гг.. Опишите в каких исторических условиях были приняты решения 1054 и 1097 гг. Сравните два варианта решения вопрос о единстве русского государства. Определите общие черты и различия.

Задание N 8

12. Рассказ Владимира Мономаха о своей жизни. Какие исторические события упоминаются в документе?

№13 Рассказ Владимира Мономаха о себе. Опишите систему ценностей русского князя в конце XI-нач.XII  вв.  Можно ли считать, что Владимир Мономах нарушил решения Любечского съезда?

№ 14. Письмо Владимира Мономаха князю Олегу

Задание  № 9 (с. 108-112, 117-120).Причины раздробленности Руси, оценка политичеcкой раздробленности. Новгородская земля. События 1136 г.  События 1136 г. в Новгороде. Политическая система и социальный строй в Новгороде Великом.  Прочитайте три версии событий: историка начала XIX в Н.Карамзина историка второй половины XIX в. С.Соловьева, современного историка В.Карпова.  Подготовиться к самостоятельной работе по Новгороду.

Сравните политическое и социально-экономическое развитие различных древнерусских земель (Киевская земля, Новгородская земля, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волныеская земля). Оформите свои выводы в виде таблицы. В таблице необходимо учесть следующие параметры сравнения: особенности социально-экономического развития, особенности торговли, взаимоотношения княжеской власти и бояр, роль городского вече.

 Прочитайте два текста посвященных князю Андрею Боголюбкому. Фрагмент исследования известного российского историка В.О.Ключевского  и Житие святого князя Андрея Боголюбского. На Какие исторические факты опираются авторы? Какие факты упоминают оба автора? Какие есть различия? Какую интерпретацию этим фактам дают авторы? Что общего в их интерпретации и в чем различия?

Задание N 10. Сравните социально-экономические и политическое развитие Руси и Монголии во второй половине XII- начале XIII вв. (с. 108-112 и с.147-150). Определите общие черты и различия. В чем причины того, что в Древней Руси происходил процесс распада единого государства, а в Монголии шел процесс политической консолидации? (устно)

  Борьба народов Руси в XIII в. с захватчиками Востока и Запада. 

 Невская битва и Ледовое побоище в исторических источниках.

Прочитать Житие Александра Невского. Ответить  на вопросы

1. Какие исторические события упоминаются в документе?

2. Сравните сведения документа о Невской битве и рассказ учебника, определите общие черты и различия.

1. Сравните сведения документа о Ледовом побоище и рассказ учебника, определите общие черты и различия.

2.  Прочитайте рассказ Новгородская летопись XIII в. о Ледовом побоище и сравните его с рассказом летописи XV в. (она есть в учебнике). Что общего и какие отличия вы нашли?

При анализе хода Ледового побоища можно использовать материал  "Историки о Ледовом побоище"

http://www.livonia.veles.lv/research/ice_battle/index.htm

 Опишите политику князя Александра по отношению к Орде по документу (Житие Александра Невского). Сравните  сведения источника и информацию учебника (с. 157-161). Определите общие черты и различия в описании событий и их интерпретации.  Прочитайте статью известного философа и ученогоГ.Вернадского.  Как вы считаете, чья точка зрения  более обоснована: А.Сахарова или Г.Вернадского? Докажите свое мнение. Приготовьтесь к самостоятельной работе.

Подготовиться к самостоятельной работе по Житию Александра Невского. Вопросы к самостоятельной работе1) Как вы считаете когда и с какой целью был создан этот документ? Докажите свое мнение цитатами из текста. 2) Укажите исторические факты, которые упомянуты в тексте документа, когда они произошли? 3) Сравните описание этих событий в документе и интерпретацию событий автором учебника Сахарова? Какие сообщения источника автор учебника использует а какие нет. В чем причина избирательного отношения к сообщению истоочника? 4) Насколько обоснована версия событий, произошедших в период правления Александра Невского, которую дает автор учебника. Докажите свое мнение? Правильный и полный ответ на вопросы 1-2  гарантирует оценку "3" ("удовлетворительно"). Правильный и полный ответ на вопросы 1-4 гарантирует оценку "5" ("отлично").

задание N 11 по  Куликовской битве (фргамент "Сказания о Мамаевом побоище") и вопросы (пока вопросы 1-2).

 З"Сказание о Мамаевом побоище" Какие исторические   персонажи и события (античные и ветхозаветные) упомянуты в тексте? С какими событиями или лицами сравнивает автор текста героев «Сказания»? В чем смысл этих сравнений?  Сравните образ Батыя в «Житии Александра Невского» и «Сказании о Мамаевом побоище».

Прочитайте текст "Задонщины". Сравните описание событий в "Задонщине" и "Сказании о Мамаевом побоище". Найдите общие черты и различия в описании событий. Попробуйте объяснить различия. 

 

Задание № 12. Домашнее задание  . # 23. Документ "Казанская история" Глава 3 - 5. 1.  Какие исторические  деятели  и исторические события упоминаются в тексте? Что вы о них еще знаете?

2. Какие исторические деятели и события не упомянуты в тексте, (а их упоминание возможно из контекста произведения? Чем это объяснить?

3. Как вы   понимаете основные идеи текста? Докажите свое мнение.

Документы по истории Московской Руси при Иване III (фрагмент "Казанской истории"). Вопросы в тексте.

. "Казанская история" Глава 4-5. "Стояние на Угре" в тексте документа и учебнике.

Задание № 13. Иван Грозный в интерпретации историков. "Карамзин vs Сергей Эйзенштейн". Задание выполняется письменно и высылаем ДО 23.00 четверга (15.09)!

1. Проанализируйте последнюю часть 2 серии (последние 30 мин.) фильма "Иван Грозный" (реж. Сергей Эйзенштейн, 1944)  https://www.youtube.com/watch?v=_3YJ_NWlJLQ. 

Какие исторические события нашли своё отражение в фрагменте? Обратите внимание на эпизод с «шуточным» провозглашением кн. Владимира Андреевича царем, на образ жизни опричников, на разговоры царя с опричниками, на обстоятельства смерти кн. Владимира.  Как Вы понимаете идейный замысел Сергея Эйзенштейна? Как режиссёр трактует смысл политики царя? Докажите своё мнение эпизодами из фильма и репликами героев.

2. Сравните версию Эйзенштейна о причинах опричнины и версию Карамзина. В чем основные отличия?

3. Прочитайте о реакции Сталина на фильм "Иван Грозный" (текст и ссылка на сайт). Выделите основные суждения Сталина и Молотова? Как Вы считаете, в чем причина недовольства фильмом со стороны  руководителей страны.

Альберт Шлихтинг о религиозности Ивана Грозного.

Задание № 14. Гибель митрополита Филиппа. Обстоятельства смерти митрополита описаны в источнике (фрагмент Жития митрополита Филиппа). Сравните описание событий в "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина и кинематографическую версию событий (фильм П.Лунгина "Царь", 2009, завершающие 25 мин.). Как Вы считаете, что произошло на самом деле? Дайте свою версию обстоятельств гибели митрополита (можно поддержать любую версию, которая есть в науке) и приведите доказательства этой версии. При изучении событий можно использовать также синодик Ивана Грозного.

Задание № 15. Иван Грозный: споры историков. Подготовьтесь к проверочной работе, которая будет  23 сентября. Тема работы "Оценка правления Ивана Грозного". Для этого прочитайте тексты:

Иван Грозный в источниках: был ли перелом в политике царя?

Причины опричнины. Историография. Версию Н.М. Карамзина, познакомьтесь с различными версиями отечественных историков ХХ века: Р.Ю.Виппера, Р.Г. Скрынникова, А.Л. Юрганова

Важно учесть критерии оценки работы. Работа выполняется на одном уроке (45 мин) и вы можете пользоваться любыми источниками информации (кроме соседа).

Задание № 16. "Угличское дело". Домашнее задание подготовьтесь к самостоятельной работе по одному из вариантов. 

Вариант 1.  Сравните описание угличского дела в "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина и "России накануне Смутного времени" Р.Г.Скрынникова.  Какие аргументы приводят историки? На какие источники они опираются?  Чья версия кажется вам более убедительной и почему? В ответе необходимо опираться на цитаты Карамзина и Скрынникова.

Вариант 2. Сравните две экранизации поэмы А.С. Пушкина "Борис Годунов" (режиссер С.Бондарчук , 1986 г. и В.Мирзоев, 2011). Как вы понимаете идейный и художественный замысел этих фильмов. Предполагается свободная форма ответа (возможно, эссе).

Задание № 17. Годуновы и/или Романовы?

По картам "Россия при Иване Грозном" и "Россия в смутное время" подготовьтесь к контрольной работе. Прочитайте два фрагмента документа о Михаиле Романове (вопросы в тексте). Где похоронены лица, упоминаемые в тексте?

Задание № 18. Осада Троице-Сергиевой лавры. 

Прочитайте исследование Аверина В. по осаде Лавры. Ответьте на вопросы: Какие источники и какую историческую литературу использует автор? Что, по его мнению, удалось выяснить историкам, и какие вопросы остались без ответа? Какоие ответы предлагает автор исследования? Как он их аргументирует? Насколько убедительна эта аргументация, с вашей точки зрения?

 Задание № 19. Работаем с текстом поэмы А.С.Пушкина "Борис Годунов". Для анализа предложены фрагменты:БГ-1БГ-3БГ-4,  БГ-6, БГ-7БГ-8. Задание. Определите какие исторические события упоминаются в тексте. Попытайтесь определить когда именно происходит каждый эпизод (придуманный А.С.Пушкиным), определите примерную дату.

Задание по Смуте. Работа с документами № 1№2№3№ 4.

Задание пока не выполняется: Прочитайте различные варианты развития событий во время Смуты (эти различные сценарии предложены отечественными историками XX вв. см. например, статью В.Б. Кобрина “Смутное время утраченные возможности” История отечества. Очерки истории России IХ– начало ХХ века., М., 1991.) . Чем отличается каждый вариант от реального хода событий и друг от друга (попытайтесь составить таблицу)? Как вы считаете, в чем причины «отклонений» от реального хода событий в каждом варианте.  Определите цели различных социальных групп в ходе Смуты (крепостных крестьян, торгово-посадское население городов, дворян, бояр). Как вели себя эти группы во время  реальных и «альтернативных» событий?  

Подготовитесь к тесту по Смуте,

Задание № 20.  В 1810 году Н.М.Карамзин составил  знаменитую "Записку о древней и новой России". Найдите в этом тексте а) характеристику роли и значения самодержавия в истории России и б) причин, хода и последствий Смуты.  Кроме того, проанализируйте два фрагмента документа: какие конкретно исторические события в них описаны (дата, персоналии, события). 

При работе можно испрользовать материалы диплом Ирины Лядкиной.

 Задание № 20"Первые Романовы". Прочитайте исследование посвященное Смоленской войне (включая тезисы), посмотрите презентацию. Какие источники и какую историческую литературу использует автор? Что, по его мнению, удалось выяснить историкам, и какие вопросы остались без ответа? Какие ответы предлагает автор исследования? Как он их аргументирует? Насколько убедительна эта аргументация, с вашей точки зрения?

Задание № 21

Прочитайте документ.Вопросы к документу: опишите как в середине XVII в. принимались решения по важнейшим вопросам политики. можно ли считаь власть царя самодержавной? Какими мотивами руководствуются политики Русского государства при принятии решений?

1. Учебник. Сахаров, Буганов. История России. #33. Задание на с.280-281. Документы и вопрос после документов: На основании текста параграфа и документов охарактеризуйте личности патриарха Никона и протопопа Аввакума.

2. # 35. Читать. Сравните причины и последствия соляного бунта и медного бунта. Рассказ о восстании монахов Соловецкого монастыря (c. 279) авторы учебника поместили в параграф, посвященный церковной реформе (#33), а не в # 35("Бунташный век"). Вместе с тем восстание произошло одновременно с движением Степана Разина. Насколько оправдана такая позиция авторов?

Задание № 21. Северная война". На уроке будет самостоятельная работа. Посмотрите  фрагменты поэмы А.С.Пушкина. О каких исторических событиях пишет поэт?  Ответьте  письменно на вопросы. Подготовьтесь к самостоятельной работе по Полтавскому сражению (карта Полтавское сражение ) Рассказ о соотношении сил, планы, ход, результатах.

Задание № 22.  Историография реформ Петра I. Прочитайте фрагменты ( Петр I - Историки о Петре) и приготовиться к самостоятельной работе "Историография реформ Петра".

Задание № 23. Реформы Петра Великого. Проанализируйте систему доходов и расходов Петра I ( Петр I - Бюджет Петра).  На сколько увеличились доходы государственную казну и за счет каких источников? На какие цели были использованы эти средства? Точку зрения какого историка подтверждает этот документ?
Проанализируйте сведения документов  указ о сыске беглых и прелестное письмо ( Петр I - Восстание Булавина) о причинах восстания Булавина и целях восставших. Сравните сведения источников с рассказом учебника (№19 с156-158).
 Выполните задание № 5. ( Петр I - Указ о престолонаследии). При каких обстоятельствах появилс этот документ? В чем его политический смысл? Как царь аргументирует свое решение?
 
Письменно подготовить ответ на вопрос. Определите какая историческая концепция точнее всего характеризует процесс реформ Петра? Докажите свое мнение историческими фактами.
Задание № 24. Петр и Мазепа. Сравните образ Мазепы в поэме Байрона "Мазепа" и поэме А.С.Пушкина "Полтава".

Задание № 25 . Сравните оценку реформ Петр Великого Н.М.Карамзиным в "Записке о древней и новой России" и П.Н.Миюкова (статья в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона)

 Задание № 26Завещание Петра Великого

 Домашнее задание  Дворцовые перевороты. Подготовиться к контрольной работе (формат ЕГЭ). В работе будут заданиия типа А, В, С. Посмотрите вариант задания С по правлению Петра III. Письменно выслать не позже 23.00 4 сентября задание Кондиции Анны Иоанновны.

Оценки за д/з и тест 5.09

Задание. Внешняя политика Екатерины II. 1) Сравните цели, задачи и мероприятия внешней политики России в 1725-1796 гг. и "завещание Петра Великого". В какой степени реальная внешняя политика России совпадает с "завещанием"?. 2) В какой степени политика Екатерины II соответствовала планам реализации "греческого проекта"? На уроке можно  пользоваться будет учебником,  картой и статьями О.П. Марковой и Г.Л.Гребенщиковой

Суть «греческого проекта» состояла в восстановлении Византийской империи со столицей в Константинополе и со вторым внуком Екатерины II Константином Павловичем на императорском престоле. Собственно и само имя свое великий князь, родившийся в апреле 1779г., получил в соответствии с этим проектом. На празднестве в честь его рождения читались греческие стихи; к торжеству была отчеканена медаль с изображением храма Святой Софии в Константинополе. 

Семинар. «Сердце цветка и думы бабочки.Удивительные вести из России».

1. Прочитайте описание восстания Е.И.Пугачева в работе А.С.Пушкина "История пугачевского бунта".  Сравние с описанием восстания в  "Капитанской дочке". В принципе можно (и нужно!) использовать весь текст, но миниально необходимы два фрагмента:  Глава  VII( "Приступ)" и Глава XI ("Мятежная слобода"). Выделите общие черты. Попробуйте объяснить различия.

2. Сравните образ Пугачева в "Истории бунта" и повести "Капитанская дочка".

3. Работа со статьей Марины Цветаевой "Пушкин и Пугачев".  tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/pushkin-i-pugachev.htm.В чем, по мнению автора различия в образе Пугачева в "Капитанской дочке" и "Истории пугачевского бунта"? Как  автор статьи объясняет разрыв между "поэтическим" и "историческим" описанием восстания?

4. Насколько вы согласны с объяснениями автора? Как вы считате, могла ли политическая ситуация в которой была написана статья, оказать влияние на позицию Цветаевой? Биографию Сергей Эфрона можно посмотреть в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

 Задание. Внутренняя  и внешняя политика императора Павла. Сравните политику Екатерины и Павла, выделите общие черты и особенности. 
 Практическое задание: сравните монеты Екатерины II и императора Павла (серебряные и золотые рубли)? В чем вы видите различия в политических и идеологических символах, изображенных на этих монетах? Какими политическими причинами можно объяснить изменения в монетах?Монеты можно увидеть здесь.

Задание. "Образование США". Декларация независимости США. Задание: 1) Докажите, что текст Декларации написан с позиций идеологии Просвещения; 2) Покажите как в тексте Декларации отражены конкретные исторические события второй половины XVIII в.; 3) Как известно Франция и Россия поддержали борьбу американских колоний за независимость. Почему монархи выступили на стороне республики?

Задание. Учебник "Всеобщая история" 10 кл. гл.17  #1- 5 (с. 284-295). Французская революция: от штурма Бастилии к Империи. Я знаю, что турслет, но а) идут не все; б) учиться все равно надо всем. Урока не будет, но это не основание отказаться от домашнего задания. Учебник "Всеобщая история" Французская революция". Задание Прочитайте фрагмент из романа Л.Толстого "Война и мир"  и выполните задание.

Домашнее задание на каникулы. Их надо потратить на «накопление данных», читаем текст, смотрим кино, потому что время на это есть только на каникулы.

Читаем Л.Н.Толстой «Война и мир» http://ilibrary.ru/text/11/index.html

1.   1. Накануне войны с Наполеоном. Т. 1 ч.1.гл. I-V.

2. «Аустерлиц» Т. 1, часть 3. Гл. XIIXIX

3. «Бородино»  Т.3, часть 2  XXV- XXXIX.

Смотрим две кинематографические версии романа. ЭТО МИНИМАЛЬНО, что вы должны посмотреть, но, конечно, можно больше.

С.Бондарчук. «Война и мир» (1967-1968 гг.).

1 серия «Андрей Болконский» 1:25 -1: 41 (минуты фильма)

3 серия «1812 год» минуты 0:25 – 1:17  (минуты фильма)

«Война  и мир» сериал ВВС 2016 года        

2 серия, 0:25 – 0:36 ( минуты фильма)

5 серия, 0:41-0:58 (минуты фильма)

 4. Ватерлоо С.Бондарчук. (1970).

Задание.  "Они промахнулись по мне в Париже, но попали в Петербурге", сказал Наполеон, услышав об убийстве императора Павла. Объясните эти слова. Как вы оцениваете заключение союза между Российской империей и наполеоновской Францией в 1800 г.? Это правильный политический шаг или политическая ошибка?

Задание.  «Плач цветов и скорбящие ивы, последний прах кровавых битв в Северной Европе. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" о военных действиях 1805 г.  Вопросы к тексту. При выполнении задания необходимо использовать  карту. Ответы на вопросы 4 и 5 надо доказать. Задание выполняем письменно, высылаем до 23.00 воскресенья.

Фильм о Луизе королеве Пруссии, которая сыграла огромную роль в подготовке войны 4 коалиции, а после трагической смерти в 1810 году стала легендой немецкой истории.

Задание. Самостоятельно  изучить войну четвертой коалиции и Тильзитский мир, используя фрагмент фильма Панферова "Российская империя. Александр I. часть 1" (4-39 минуты). Прочитайте статью "Тверская полубогиня" на сайте журнала "Историк". Определите в чем причины конфликта между "русской партией" и М.М.Сперанским. Выделите не менее двух причин  и докажет свое мнение, испрльзуя цитаты автора статьи. Какую внешнюю политику предлагал проводить Сперанский. Определите это используя документ   записка М.Сперанского о вероятност войны с Францией (фрагмент). Докажите свое мнение, используя цитаты.

Какой внешнеполитический курс проводил Александр I? Определите это опираясь на  документ (письмо Александра I Адаму Чарторыйскому).  В какой исторической ситуации были созданы этот текст? Какую роль в политической жизни империи играли М.Сперанский и А.Чарторыйский? Какие они занимали позиции по внутриполитическим вопросам? В чем политический смысл советов Сперанского Александру I (по вопросам внешней политики)? Какую позицию по вопросам внешней политики занимал император (судя по письму А.Чарторыйскому)? Есть ли различия между позицией Сперанского и царя?Поводом к оставке М.Сперанского послужили обвинения в "шпионаже в пользу Наполеона". Как вы считаете насколько обсонованы были эти обвинения? При ответе я также советую обратить внимание на очень интересный фрагмент из воспоминаний генерала Еромолова (полный текст здесь).

2) Толстой о законах истории.  Какие исторические события упоминаются в текстах? В чем с точки зрения автора причины участия России в наполеоновских войнах? Как, по мнению писателя, понимали эти события современники? В чем суть позиции историка (Л.Н.Толстого). 

Задание. Как Л.Н.Толстой объясняет причины войны 1812 г. (по документу № 4).

ЗаданиеБородинское сражение в изложении Толстого. "Наполеон и Кутузов". Заполните таблицу по ходу Бородинского сражения: время суток, эпизод сражения, действия Наполеона (по тексту Толстого), действия Кутузова (по тексту Толстого), возможные действия Наполена и Кутузова (последняя колонка в таблице заполняется факультативно, но на оценку  "отлично" нужна). 

Бородинское сражение в изложении Лермонтова.  Какие эпизоды сражения упомнинаются в стихотворении? От чьего лица ведется повествование?  Какой итог сражения по стихотворению? Кто победил? Партизанская война в 1812 г. Задание  № 3. (вполняется устно).

 Задание. Сравнить сражение у Аустерлица и Бородинское сражение:

- планы сторон и соотношение сил
- ход сражения: центр, левый фланг, правый флаг
- итоги и последствия.
С Вашей точки зрения, в чем причины того, что сражение под Аустерлицем было проиграно русской армией, а в Бородинском сражении Наполеон не смог добиться поставленных целей и задач.
 
Информация к размышлению:  
Модели сражений (Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Бородино, Лейпциг).
 Общая информация о Бородинском сражении

 Задание. Пожар Москвы. Фильм и оценка события Л.Н.Толстым

Задание. Задание по  документу  выполняется письменно . Устно. "Березина". Толстой о завершении войны 1812

Задание . Подготовиться к самостоятельной работе по войне 1812 г. Работа включает задания типа А, В и С. А и В вы получите на уроке. Задание С

                                                                                                                       Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Объясните смысл вопроса, который задает поэт и варианты ответа, которые он предлагает. Выберите один – два правильных ( с вашей точки зрения) варианта. Докажите свою точку зрения (необходимо привести не менее 2-3 аргументов).

 Самостоятельная. Заграничный поход русской армии. Версальский мир. Самостоятельная работа по заданию № 

Задание. На уроке работа с фильмом С.Бондарчука "Ватерлоо". Кто, с вашей точки зрения, главный герой: Наполеон? Веллингтон? Как вы понимаете замысел авторов фильма: в чем причина поражения Наполеона? Задание № 6

  К домашнему заданию Подготовиться к самостоятельной работе: Сравнение оценки правления Александра I в учебнике по истории и фильмах Л.Парфенова "Российская Империя" (2 части)

https://cloud.mail.ru/public/5c42747cad24/07.serija.Alexandr.1.chast.1.SATRip_BestVideo.avi
https://cloud.mail.ru/public/b29c20b9ad58/08.serija.Alexandr.1.chast.2.SATRip_BestVideo.avi

Задание Документ и задание. (Выполняется письменно). 

Прочитайте фрагмент романа Л.Н.Толстого. На чьей стороне автор? (не выполняем)

Домашнее задание. Прочитать статью С.Мироненко из его новой книги  "Александр I и декабристы" (2016). Определить основную идею автора и систему аргументации, на какие источники ссылается автор? Задание выполняется устно, обсуждаем на уроке.

 Задание . Прочитать статьи журнала "Историк" о события восстании декабристов № 12 за 2015 год
  http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C2015/
 
В принципе можно прочитать весь номер:) Но  минимально необходимо первые пять статьей. Задание найти статью (текст), которая написана либеральным историком и статью (текст), которая написана консервативным историком. Доказать свое мнение, опираясь на тексты.
 
Домашнее задание В Философическом письме (1836 г.) Петр Чаадаев написал " великий государь, приобщая нас к своему славному предназначению, провел  нас победоносно  с одного  конца Европы на другой; вернувшись  из этого триумфального  шествия  через  просвещеннейшие страны мира, мы принесли с собою лишь идеи и стремления, плодом которых было громадное несчастье, отбросившее  нас  на полвека назад". 
Кто это великий государь и о каком славном предназначении говорит философ? Почему он считает восстание декабристов "громадным несчастьем, отбросившим страну на полвека"?
 
Домашнее задание  Проанализировать тексты программ декабристов "Конституция" Никиты Муравьева" и "Русская Правда" Павла Пестеля.
Либо здесь Муравьев и  Пестель. Либо на сайте Российского военно-исторического общества http://xn--d1aml.xn--h1aaridg8g.xn--p1ai/19/russkaya-pravda-pestelya/ 
Определите социально-экономическое и политическое устройство России по этим проектам. Ответ необходимо подтвердить ЦИТАТАМИ из текста документа.
 

Домшнее задание.   Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина "Клеветникам России". Это произведение - литературный отклик на польское восстание 1830 - 1831 гг. Найдите материалы об этом историческом событии. Как вы считаете к какому идейному течению 30-40 гг. ХIX в.  можно отнести это стихотворение? Согласны ли вы с позицией А.С. Пушкина? Можно ли считать это произведение актуальным? Докажите свою точку зрения.

 В 1859 г. в Санкт-Петербурге был установлен памятник императору Николаю I. Какие эпизоды правления отражены на памятнике? Как вы считаете почему именно эти?

Домашнее задание.  Проанализируйте спор А.С.Пушкина и П.Я. Чаадаева. Какую позицию защищают авторы? Какие аргументы  приводят? Как вы считаете к какому направлению общественной мысли следует отнести каждого из мыслителей? Кто из них прав? Докажите свое мнение. Задание выполнятеся письменно.

Домашнее задание. Прочитайте письмо В.Г.Белинского Н.В.Гоголю. Опишите контекст появления этого документа (обратите внимание, что на сайте опубликовано издание 1936 года! - то есть советского периода, пусть это вас не запутает). К какому идейному течению относится Белинский? Какую политическую программу он отстаивает? Какой социально-экономический строй утвердится в России в результате реализации этой программы?

Домашнее задание. Прочитайте текст статьи Константина Аксакова О внутреннем состоянии России и его статьи в  газете "Молва". Какую политическую программу он отстаивает? Какой социально-экономический строй утвердится в России в результате реализации этой программы? Как вы считаете Аксаков - либерал или консерватор? Приведите не менее трех доказательства первого утверждения и не менее двух доказательств  второго? 

Домашнее задание.  Проанализировать  фрагменты документов № 1№ 2№ 3 и определить к какому идейному течению они принадлежат.

Подготовиться к самостоятельной работе: Сравнение оценки правления Николая I в учебнике по истории и фильмах Л.Парфенова "Российская Империя" (2 части)

https://cloud.mail.ru/public/f5dac93255ad/09.serija.Nikolaj.1.chast.1.SATRip_BestVideo.avi

https://cloud.mail.ru/public/1df7abbf0423/10.serija.Nikolaj.1.chast.2.SATRip_BestVideo.avi

 Домашнее задание. Священный союз и Венская система.

Дмитрий Олейников  Эпоха европейской стабильности

  Домашнее задание. Революции 1848-1949. Луи Наполеон, Мацини, Гарибальди, русская армия в Венгрии.

Домашнее задание. "Седлайте коней, господа! В Париже опять революция!" Император Николай I обратился с этими словами к гвардейским офицера, получив сообщение о февральской революции  1848 г. в Париже. Как вы понимаете его мысль? Революции 1848-1849 гг. по учебнику Всеобщей истории.

Сравните тезисы  "Манифеста Коммунистической партии" (К.Маркс и Ф.Энгельс) и фрагмента статьи русского революционера Александра Ивановича Герцена "О развитии революционных идей в России"Покажите, опираясь на текст влияние политического контекста (революция 1848-1849 гг.) на идеи авторов. Что общего между этими статьями? В чем различия между идеями авторов? В статье Герцена упоминаются Фурье и Сен-Симон. Выясните самостоятельно кто эти люди и почему они упомянуты в тексте.

 Домашнее задание. Крымская война. Подготовьтесь к самостоятельной работе по вопросам
При подготовке ответа можно использовать карты (см. на сайте)

 Домашнее задание.

1. На прошлом уроке мы остановились на вопросе: почему после падения Севастополя и взятия Карса правительство Александра II согласилось на переговоры о мире. Иной курс - затягивание войны - мог быть более успешным. Выскажите свое мнение об этом. Следует учитывать, что современники очень остро обсуждали этот вопрос. Существует версия о самоубийстве Николая I  http://www.bibliotekar.ru/haron/84.htm. Есть исследования опровергающие эту точку зрения. 
В этом контексте как вы понимаете и можете объяснить запись в дневнике А.Ф.Тютчевой  "Говорят об отравлении, уверяют, что партия, враждебная войне, хотела отделаться от Императора, обвиняют Мандта (врач императора - Л.Н.), которому давно не доверяют, одним словом, тысячи нелепых слухов, какие часто возникают в моменты неожиданных кризисов, слухов, которым верят массы, всегда жадные до всего необычайного и страшного. Для них всё представляется возможным, кроме того, что действительно есть... Его убили... не столько война и её неудачи, сколько озлобление и низость не только его врагов, но и тех, в ком он видел своих друзей и соратников, на кого он считал вправе себя рассчитывать... Все последние акты его царствования, отмеченные печатью нерешительности и противоречий, свидетельствуют о мучительной борьбе, происходившей в душе этого человека, правдивого и благородного даже в своих заблуждениях". (А. Ф. Тютчева. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора. М., Захаров, 2008)
2. Высылаю работу известного современного историка Б.Н.Миронова "Социальная история России" (о Миронове можно прочитать здесьhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F0%EE%ED%EE%E2,_%C1%EE%F0%E8%F1_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7. Прочитайте с. 387-408 (Освобождение крестьян). Особенно внимательно вывод "Почему крепостное право существовало так долго?" (с. 401-408). Как вы поняли основную идею автора?

Домашнее задание.  Прочитайте фрагмент манифеста 19.02.1861. Как определяет император причины отмены крепостного права. Сравните его версию и мнение автора учебника. Какие законодательные акты своих предшественников упоминает Александр II? Определите содержание крестьянской реформы по документу.

Домашнее задание Общественное движение в 60-ые гг. (Сахаров # 76, c.260-264). Анализ прокламации " «Молодая Россия», по следующим критериям:  исторические и политические условия в которых появился текст; социально-политические цели авторов; на какие группы населения опираются, методы борьбы.

Домашнее задание. "Три течения в народничестве". Сравнить прокламацию "Молодая Россия" и   «Программа Земли и Воли» 1876 г., по следующим критериям:  исторические и политические условия в которых появился текст; социально-политические цели авторов; на какие группы населения опираются, методы борьбы. По всем этим позициям надо выделить общие черты и различия.

Вопросы к фрагменту письма Кибальчича в тексте документа.  Проанализируйте  программу  "Земли и Воли". Докажите, что это программа социалистической и революционной партии. Как вы считаете, взгляды какого течения народников она отражает. Докажите свое мнение.

Для самостоятельной работы. "Катехезис революционера" и фрагмент из романа Ф.М.Достоевского "Бесы" (вопросы 1-3)

Домашнее задание. Народничество 60-70-ых. Идеология и практика (Сахаров # 76 c. 264-270).   «Письмо Кибальчича Александру III» (фрагмент 1).   Сравните программу организации "Земля и Воля" и рассказ Кибальчича о событиях "хождения в народ". Как вы считаете соответствует картина, нарисованная Кибальчичем реальности?

Домашнее задание . Общественная борьба во второй половине 70-ых гг. ( Сахаров $77). Документы: «Программа Народной Воли», «Письмо Кибальчича Александру III» (фрагмент 2).  1) Как  произошел переход народников к террору (как народники стали народовольцами)? 2) Какие конкретно террористические акции они организовали? 3) Ключевой вопрос: какую цель ставили  руководители "Народной Воли", когда  готовили убийство Александра II? Найдите ответ на этот вопрос автора учебника (с. 273-2745. 4) Как вы оцениваете этот ответ (точнее ответы, потому что в учебнике  НЕ один ответ? Проверьте  ответ(ы) Сахарова, используя документы и факты, изложенные в $ 77.

 Домашнее задание. Подготовиться к семинару: "Политическая борьба в правление Александра II".

 Задание №. 1. Определите общие черты идеологии революционного народничества от А.И.Герцена к П.Н.Ткачеву. Какие индивидуальные особенности каждого мыслителя можно выделить?

Задание №. 2. Как менялась практика народнической борьбы?  Какой мыслитель (идеолог) определял стратегию и тактику борьбы народников в 1874-1876, 1876-1878, 1879-1881 гг.? Докажите свое мнение.

Задание №. 3. Опишите деятельность различных политических лагерей (революционеры, либералы, консерваторы и правительство)  в 60- нач. 80-ых гг. XIX в.

Деятельность революционных организаций (Сахаров с. 260-270, 272-275).

Либералы  (Сахаров 271-272,), отношение к политике Лорис - Меликова (Сахаров с. 276).

Консерваторы (М.Н.Катков, К.П.Победоносцев) 

Правительство (Сахаров 261-264, «проект П. А. Валуева» (Сахаров с. 275), деятельность Лорис-Меликова (Сахаров с.275-276).

Определите отношение к политике Александра II авторов учебника Сахарова.

Домашнее задание . Внешняя политика Александра II $ 72-73 (читать). 1) Сравните политический курс Александра II и завещание Петра Великого, которые мы изучали в сентябре? 2) Сравните основные направления внешней политики Александра II и его предшественников (Александра I и Николая I). 3) В какой степени можного говорить, что Александр II  проводил традиционный внешнеполитический курс России?

Домашнее задание на 9.02. Дайте общую характеристику правлению Александра с позиций либерала, социалиста или консерватора. При ответе надо предусмотреть ответы на следующие вопросы:

- причины, по которым царь пошел на реформы,

- сильные и слабые стороны проведенных  реформ, в интересах каких социальных групп проводились реформы,

- общая характеристика результатов реформ,

- общая оценка целей и результатов внешней политики,

- общая оценка целей и результатов деятельности революционеров. 

Домашнее задание на 13.02. Экономическое развитие России в 1861 - 1900 г. $ 74-75, 78 (с.281-284) 79 (с.290-292). Карта № 16 (сравните с картами № 11,13). Определите регионы в которых в пореформеннй период происходило быстрое развитие капитализма в промышленности, в сельском хозяйстве? В чем причина этого? Определите регионы, которые переживали застой в развитии промышленности, сельского хозяйства? В чем причины этого? Сравните развитие промышленности и сельского хозяйства в первые два пореформенных десятилетия и в 1881-1900 гг. Определите общие черты и особенности.

Домашнее задание.  Сравнить интерпретацию экономического развития России в 60-90 гг. ХIX в. в марксистской теории и теории модернизации. Как вы считаете какая теория более точно объясняет экономическую ситуацию в России в правление Александра II и Александра III? Марксистская концепция есть в учебнике (споры об уровне развития капитализма в России: "полуколония", "средний уровень развития" и т.д.). Теория модернизации кратко.

Домашнее задание (пока не выполняем) . Контрреформы Александра III (Сахаров # 78, c. 284-287). Внешняя политика Александра III(, Сахаров # 78, c.287-290).  ДокументФранко-русский союз. В чем отличие между французским вариантом договора и окончательным текстом?  Сравните внешнюю политику Александра III и его предшественников.Насколько оправдано считать Александра III "Миротворцем"?

Домашнее задание. "Проблема эсеров". Учебник История России (А.А.Левандовский) $3. Сравните письменно  программу РСДРП и программу ПСР. Определите общие черты и различия. Можно ли считать партия эсеров (ПСР) продолжала "дело народников 60-70 гг. XIX века? Докажите свое мнение.

 Домашнее задание.  Прочитайте фрагмент из работы Анны Гейфан (в настоящее время она считается ведущим специалистом по проблеме терроризма в России в начале ХХ века) . Фрагмент "Боевая организация" в главе 2 "Партия социалистов-революционеров и террор". Каких деятелей боевой организации упоминает историк? Какие террористические акты они совершили? Прочитайте характеристику партии эсеров вдокументе, ответьте на вопросы (устно). Документ принадлежит генералу А.Спиридовичу. Как вы считаете почему жандармский генерал считает главным врагом именно эсеров?

Прочитайте диплом А.Нарчук и ответьте на вопросы.

Сравнение программ РСДРП и ПСР.

 Домашнее задание.   Опишите события "Кровавого воскресенья" (9 января 1905) по документу.  Руководитель манифестации рабочих священник Георгий Гапон составил   петицию рабочих  9 января 1905 г.  Как вы счиатете можно ли считать этот документ либеральным или революционным? Докажите свое мнение? Как можно объяснить мотивы Гапона? Учтите, что он был сторонником и сотрудником руководителя московской охранки С.А.Зубатова. О его деятельности рассказывает генерал Спиридович. Можно ли считать Гапона провокатором?

Домашнее задание.  
Определите по учебнику события первой русской революции революции в январе - декабре 1905 г. (забастовочное движение, формирование рабочих Советов, восстания в армии и на флоте, декабрьское восстание и др). Манифест 17.10.1905. Насколько оправдано утверждение, что царь выполнил требования рабочих? Сравните положения Манифеста и требования политических партий в России (РСДРП, ПСР, Союза освобождения). Какие партии могли быть удовлетворены Манифестом, а какие нет и почему?  В чем причина декабрьского вооруженного восстания?

 Домашнее задание.  Оценка итогов революции лидером ПСР В.М.Черновым. (письменно, вопросы в тексте). Цели и итоги первой русской революции. Определите причины революции 1905-1907 гг. Насколько результаты борьбы соответствовали целям революционеров? В чем причины успехов и неудач революционеров?

Домашнее задание.  Государственная Дума  III созыва.Оценка третьиюнской политической системы  П.Милюковым (письменно).

 Подготовиться к контрольной работе: "Политическая борьба в Российской империи 1900-1910 гг. ". Работа проййдет в форме теста ЕГЭ. Надо знать и быть готовым к анализу документов.

Домашнее задание.Самостоятельная работе "Убийство Солыпина". Три фильма в которых высказаны РАЗНЫЕ версии событий  в Киеве 1 сентября 1911 года. Опишите три разных интерпретации событий 1 сентябя 1911. Приведите не менее двух фактов (по некторым версиям можно больше), подтверждающих каждую версию. Какая версия кажется вам наиболее убедительной. Объясните почему.

Фильм Леонида Млечина

 Фильм Марка Авербуха (НТВ,  1996) 

Интервью с Юрием Левенцом.

Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Россия в 1896-1914 гг. 

  Домашнее задание  . Сборник "Вехи". Статья Петра Струве "Интеллигенция и революция" (фрагмент). Вопросы: Какие исторические события и лица упоминаются в статье (следует обратить внимание не только на события отечественной истории)? Какую политическую позицию занимает автор? Докажите свое мнение, опираясь на текст документа. Какую филисофскую позицию отстаивает автор? Какие факты и аргументы он приводит в поддержуку своей политической и философской позиции?

Статья  П.Б.Струве "Интеллигенция и революция". Вопросы: 1) Струве о событиях XVI-XVIII вв. и роли казачества в  русской истории. В чем отличие между "двумя революциями казачества"? Соответсвует ли его интепретация событий историческим фактам? 2) Русская интеллигенция как социальная группа и духовное явление в XIX в. 3) Идейно-политическая роль русской интеллигенции в революции 1905-1907 гг. 4) Особенности российской истории (в сравнении с событиям европейской истории).

Домашнее задание

Россия перед Первой Мировой войной. Заседание правительства 31 декабря 1913 г. и 8 февраля 1914 г.: мемуары П.Н.Милюкова, С.Д.Сазонова и кайзера Вильгельма II(фрагменты). Какие вопросы обсуждались на заседании правительства в начале 1914 г.? Какая позиция была упремьер-министра В.Н.Коковцева, министра иностранных дел С.Д.Сазонова и военного министра В.А. Сухомлинова? Какое политическое значение имела отставка Коковцева в этой ситуации? Как оценивал готовность России к войне военный министр? Что означает фраза Милюкова "Русская боевая колесница переходит в новый, решающий год с притушенными фонарями, но и с удалением из правительства главного фактора мира".

Россия перед Первой Мировой войной. Пранализируйте статистические данные и мнение историка Б.Танкман. Как с вашей точки зрения можно оценить готовность России в Первой Мировой войне? Какие решения принимались русски